Что примечательно, здравоохранение в нашей стране подобно возу из известной басни. Что бы ни предпринималось за последние годы, мало кто видит серьезные сдвиги в ситуации. Как говорится, «а воз и ныне там». У Крылова, как вы помните, все дело было в том, что лебедь рак и щука тянули его в совершенно разные стороны. Собственно, в случае с российской медициной ситуация абсолютно идентична. А роли тягловых животных в этом увлекательном спектакле исполняют чиновники, медицинские работники и, собственно, потребители медицинских услуг.
Пока одни пытаются реформировать российское здравоохранение, другие пытаются сводить концы с концами на зарплату бюджетников и при этом подстраиваться под постоянно меняющиеся правила игры. Третьи же с недоумением смотрят на все эти непонятные свистопляски и окончательно уверяются в том, что их целенаправленно решили уморить.
Хотелось, как лучше...
В том, что российскую медицину давно пора реформировать, не сомневается абсолютно никто. Чтобы это понять и прочувствовать, достаточно только лишь один раз заболеть и попасть в стационар. Ну, или даже просто обратиться в поликлинику по месту жительства. От одного посещения большей части государственных медицинских учреждений (особенно, располагающихся вдали от областных центров) уже становится грустно и страшно. Естественно, оставлять все в таком виде нельзя. Посему государственным служащим дана четкая задача реформировать здравоохранение во что бы то ни стало. Причем как можно быстрее.
Вполне ожидаемо, что при такой постановке вопроса сразу же всплывают два волшебных слова: «модернизация» и «оптимизация». То бишь, если перевести все это на человеческий язык, после реформы российская медицина должна соответствовать современным мировым стандартам, а чтобы этого добиться, придется перестроить структуру медучреждений.
В чем же проявляется модернизация? Примеров, вроде бы, предостаточно. То в какой-нибудь больнице появится суперсовременный аппарат МРТ, то возникнет в городе как по волшебству новый перинатальный центр.
Каждый из нас хоть раз видел в новостях сюжет, где главный врач с гордостью ведет съемочную группу по отремонтированному отделению и показывает дорогостоящее заморское оборудование. Однако проблема состоит в том, что в этой же больнице этажом ниже может располагаться другое отделение, где ремонта не было с советских времен, посему пациенты ежедневно любуются облупленными стенами и драным линолеумом, лежат на продавленных до пола пружинных койках и брезгливо морщатся при одной мысли о посещении санузла.
К сожалению, благодать в виде государственного финансирования снисходит далеко не на все отделения даже одной больницы, что уж говорить о медучреждениях, расположенных вдали от областных центров... В результате у кого-то есть «навороченный» томограф, а у других нет даже самых необходимых медикаментов.
Теперь, что касается оптимизации. В российской бюрократической практике, как правило, «оптимизация» есть синоним к слову «сокращение». В случае с медициной никакого исключения нет. Ситуация ныне такова: хоть сколько-нибудь приличное финансирование сейчас получают только крупные медицинские учреждения, которые располагаются в областных центрах или более-менее крупных города.
Маленькие же больницы в поселках и деревнях, в основном, распускают, так как их финансирование представляется государственным, так сказать, деятелям нецелесообразным. В конечном итоге, проще направлять финансы в одну крупную клинику, а не распределять их между десятком мелких учреждений. Это, с одной стороны, логично и рационально.
Но вот, с другой стороны, если посмотреть на ситуацию изнутри, становится просто страшно. Представим, что все «нерентабельные» сельские и поселковые больницы закроются. Нужно ли говорить, что при возникновении опасной для жизни ситуации шансы жителя отдаленного населенного пункта добраться до лечебного учреждения в крупном городе сводятся практически к нулю? Вот вам и оптимизация.
Самая благородная профессия
Облегчать страдания и спасать жизни страждущих российским медикам приходится порой в совершенно невыносимых условиях. Фактически они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны — нескончаемые законодательные инициативы, вынуждающие «оптимизироваться» и «модернизироваться», с другой стороны — отсутствие материальной базы для подобных маневров и вечное недовольство и недоверие со стороны пациентов.
При этом зачастую работать приходится на чистом энтузиазме, ведь на зарплату бюджетного работника, как вы понимаете, не особо разгуляешься. У врачей, работающих в областных центрах, конечно, есть возможность уйти в частную клинику. Но вот их коллеги из глубинки располагают гораздо меньшим количеством вариантов.
Еще большей радости добавляет нынешняя тенденция укрупнения структуры медучреждений путем расформирования более мелких больниц, санаториев, поликлиник, реабилитационных центров и т.д.
Сотрудникам учреждения, которое закрывают, конечно, предлагают работу по специальности в другом месте, однако все многолетние наработки целого коллектива специалистов фактически уничтожаются. Самое печальное, что порой расформированию подлежат совершенно уникальные лечебные учреждения.
Естественно, обо всем этом врачи пытаются говорить и даже кричать тем, кто принимает законы в сфере здравоохранения. Но, сами понимаете, достучаться до тех, кто встал на путь модернизации и оптимизации не так-то просто.
"В этой стране лучше не болеть..."
Такого мнения придерживаются многие российские граждане. И не без основания. Согласитесь, редко можно встретить человека, который доволен качеством бесплатного медицинского обслуживания в государственных учреждениях. Многим сейчас проще заплатить за услуги в частном медицинском центре. Плюс в том, что за деньги доброжелательные и не измученные жизнью доктора обслужат пациента быстро и вежливо. Кроме того, и обстановка в таких медицинских центрах будет куда более жизнеутверждающая.
В государственные же учреждения идти не хочется абсолютно никому. Километровые очереди, не всегда внимательные и корректные медицинские работники, неудобства и разруха и отсутствие необходимой аппаратуры и медикаментов подрывают авторитет отечественной медицины как ничто другое.
И слащавые новости и сюжеты о приобретении нового аппарата МРТ этой ситуации не исправляют никоим образом. Согласитесь, этот самый новенький аппарат своими глазами увидят единицы пациентов, а вот созерцать обшарпанные стены поликлиники или лежать на засаленных больничных матрасах ежедневно приходится тысячам россиян.
На этом фоне возникает лишь недоумение, почему же на дорогущее оборудование в бюджете деньги находятся, а на все остальное — нет?
Массовое закрытие медицинских учреждений — это тоже удручающая новость для большинства граждан. Как минимум, это неудобства, связанные с тем, что добираться до больницы или поликлиники нужно гораздо дольше. Но иногда подобные меры выглядят просто ужасающе.
К примеру, в одном из крупных городов нашей родины собираются расформировать клинику, где лечат больных онкологическими заболеваниями детей. Причем помощь там оказывают даже самым малоимущим семьям, так как у руководства имеются договоренности со спонсорами и благотворителями. Благодаря этому, а также профессионализму и опыту команды врачей, помочь удается 75% маленьких пациентов.
И вот, эту больницу закрывают. Оборудование планируют вывезти, врачей и пациентов распределить по другим клиникам. И вот сейчас начинается самая интересная часть.
В здании, где сейчас находится детский онкологический центр, будет специальное медицинское учреждение для чиновников и их родственников. Ну, не могут они лечиться вместе с остальными гражданами по месту жительства. Подавай им отдельное медучреждение.
На вопрос о том, что же делать тем, для кого лечение в детском онкологическом центре было последней надеждой, никто, конечно, и не собирается отвечать.
Когда подобные вещи происходят, совершенно логично, что народ просто боится нововведений в области медицины. Даже если предлагаемые инициативы, по сути, справедливы и верны, их все равно будут воспринимать в штыки. За примерами не нужно далеко ходить. Вот и идея о введении обязательной диспансеризации вызвала бурю эмоций. Негативных эмоций. Хотя цель — отслеживать состояние здоровья граждан и вовремя предупреждать заболевания, сами россияне ждут только сплошных неудобств и унижений.