С 1 января 2013 года все перевозчики должны были застраховать свою ответственность в обязательном порядке. Этого требует закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (N67-ФЗ).
Согласно документу, пассажиры могут получить до 2 млн руб. компенсаций за вред, причиненный жизни и здоровью в результате аварии на любом виде транспорта.
По данным ГИБДД по городу Кирову, в 2012 год резко возросло количество случаев падения пассажиров во время движения общественного транспорта. В 2012 году их было 48 (один закончился летальным исходом). Для сравнения за 2011 год было зарегистрировано только 39 случаев травмирования в общественном транспорте.
Есть ли перевозчики, которые уже застраховали свою ответственность?
Альберт Запольских,
Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:
Сведения о перевозчиках, застраховавших свою ответственность за причинение вреда пассажирам, в департаменте отсутствуют.
Компании перевозчики на данный момент не имеют возможности застраховать свою ответственность, как того требует обновленное законодательство.
На Ваш взгляд, из-за чего сложилась такая спорная ситуация?
Иван Макин,
Директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Кировской области:
Такая ситуация сложилась в результате того, что правительство РФ приняло пакет документов необходимый для лицензирования страховым компаниям слишком поздно, последний документ был принят 30.12.2012. ФСФР рассчитывает, что первые лицензии могут быть выданы в 20-х числах января.
Алексей Алькин,
Заместитель начальника отдела обязательного страхования ответственности перевозчика ОАО СК «Альянс»:
Такая ситуация, сложилась из-за задержек по утверждению правительством всех необходимых постановлений, проекты которых яростно, но неаргументированно оспаривали перевозчики. Страховое сообщество в итоге смогло сформировать лицензионный пакет документов только 30 декабря 2012 года.
Как поступать в ситуации, когда страховщики еще не сумели получить лицензии на обязательное страхование перевозчиков и не удается соблюсти закон? По нормам нового законодательства, перевозчик без обязательного страхования не может продолжать работу — стоит ли в Кирове ожидать остановки работы перевозчиков?
Александр Тестоедов,
Директор Омутнинского автовокзала:
Сейчас мы ожидаем решения правительства РФ по данному вопросу. Пока конкретных указаний нет: не ясно, когда и каким образом будет проводиться процедура страхования, на каких условиях. То, что сейчас перевозчики не застраховали свою ответственность, нарушением закона не является. Мы готовы это сделать и исполнить закон, но не наша вина, что в данный момент это сделать невозможно. Тем более выделено время - до 1 апреля. К этому моменту наше предприятие выполнит обязательства.
Альберт Запольских,
Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:
Информацию о действиях страховщиков при отсутствии лицензии можете получить в страховых организациях. Данный вопрос не относится к компетенции департамента. Закон № 67-ФЗ от 14.06.2012 устанавливает обязанность перевозчиков с 01.01.2013 страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда пассажирам. Контроль за исполнением данной обязанности будет осуществляться с 01.04.2013 органами транспортного контроля и надзора. Запрет на осуществление пассажирских перевозок при отсутствии договора обязательного страхования законом не предусмотрен.
Какие меры сейчас предпринимает Ваша страховая компания, чтобы решить сложившуюся ситуацию.
Алексей Алькин,
Заместитель начальника отдела обязательного страхования ответственности перевозчика ОАО СК «Альянс»:
На данный момент наша компания предлагает перевозчикам страховаться на добровольной основе по продукту, покрытие которого аналогично договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Т.е. клиент может заключить краткосрочный добровольный договор, а потом переоформить его в обязательный с первого возможного момента, а именно после создания проф.объединения страховщиков по этому виду страхования на базе НССО.
Иван Макин,
Директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Кировской области:
Виновниками сложившейся ситуации являются не страховщики и, к сожалению, от действий страховых компаний в данном случае мало что зависит. Мы подали пакет документов на получение лицензии и ожидаем решения ФСФР. После того, как хотя бы две страховые компании получат лицензии, по закону у них появляется право приступить к созданию профобъединения или выбрать оператором закона о перевозчиках действующее объединение НССО. Страховое сообщество одобрило второй вариант. В связи с этим НССО должен изменить свой устав, зарегистрировать эти изменения в Минюсте. После этого у тех страховщиков, которые получат лицензию ФСФР и вступят в НССО, появится формальное право приступить к страхованию. То есть это произойдет не ранее февраля-марта.
Пока мы готовы предложить перевозчикам заключить краткосрочные договоры добровольного страхования ответственности автоперевозчика (на 1-3 месяца) с размером покрытия, аналогичным тому, который установлен в законе об ОСГОП.
Насколько необходимо, на Ваш взгляд, обязательное страхование ответственности перевозчиков?
Александр Харюшин,
Президент Вятского транспортного союза:
Я считаю, что городские пассажирские перевозки не нуждаются в обязательном страховании. Средняя скорость передвижения по городу 22 км/час. Междугородние перевозки - да, нуждаются в страховании (большие расстояния, большие скорости и как следствие - увеличение риска). Так что думаю, новая законодательная инициатива - это лоббирование интересов страховых компаний. А для бизнеса - лишь дополнительная нагрузка.
Александр Тестоедов,
Директор Омутнинского автовокзала:
Смысла в этом страховании нет. Я считаю, что это очередное выманивание денег из автотранспортных предприятий, которые и так с трудом выживают. Сейчас, в январе, мы уже в убытках! Тарифы не увеличивают, зато постоянно вводят новые обременения. Нам из месяца в месяц не хватает средств, поэтому мы не можем развиваться. Возможно, страхование само по себе - это правильно и это часть цивилизованного общества. Но транспортников надо было основательно подготовить к этому нововведению.
В конечном итоге приведет ли обязательное страхование к росту цен на проезд в нашем городе?
Александр Харюшин,
Президент Вятского транспортного союза:
Обязательное страхование ответственности перевозчиков - это большая проблема для транспортников. Я выражаю не только свое мнение, но и мнение всего кировского транспортного сообщества. Мы уже не раз говорили, что кировские тарифы на пассажирские перевозки убыточны. А сейчас в связи со страхованием перевозка одного пассажира обойдется перевозчику в дополнительные 40 коп. В общей сложности - это большой дополнительный расход. Так что компании с финансовой точки зрения не готовы к обязательному страхованию. Мы будем настойчиво и активно добиваться повышения тарифов.
Другая проблема - это потребительский экстремизм. Мы предполагаем, что пассажиры начнут пользоваться новым законом в свою пользу.
Александр Тестоедов,
Директор Омутнинского автовокзала:
Безусловно, это приведет к росту цен. Иначе, кто будет платить за новую "услугу"? Слишком противоречивая сейчас обстановка в транспортной сфере. С одной стороны, законодатели стараются улучшить качество и сервис обслуживания, ведь страхование для людей - это благо. Но в то же время, отменили обязательный техосморт. Уже сейчас есть последствия этого: в январе 2013 года аварий случилось больше, чем в январе 2012 года. Поэтому трудно сказать, принесет ли реальную пользу новая инициатива законодателей.
Альберт Запольских,
Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:
Стоимость проезда в общественном транспорте устанавливается Региональной службой по тарифам Кировской области.