Но вот передо мной встала задача написать об этом интересном хобби — исторической реконструкции, так, чтобы и людей заинтересовать, и рассказать про мастеров. Сразу вспомнилась еще одна причина, почему я не занялась исторической реконструкцией: очень большие финансовые затраты.
Но я — это я, простой обыватель, которому интересна эта тема, но не более чем с познавательной точки зрения. А ведь для многих реконструкция становится «любовью» на долгие года.
Не зря же говорят, что реконструкция — это не хобби, а образ жизни. Потому что иначе никак: чтобы вкладывать такие деньги в свое хобби, нужно действительно «болеть» им, жить ради него, работать хорошо, чтобы с новой зарплаты купить очередную «фенечку» к «прикиду» (хоть пуговицы литые, хоть шлем новый).
А ведь кто-то эти фенечки делает. К глубочайшему сожалению многих реконструкторов, историчные вещи, а уж тем более элементы доспеха, с простом магазине не купишь. Приходится искать человека, который может эту вещь сделать, либо делать самому. Но самому сделать все элементы образа невозможно (например, мало кто может похвастаться кузницей под боком). Так что к мастерам обращаться приходится в любом случае. Вот об этих-то мастерах и пойдет речь.
«Личинка» мастера (для тех, кто знает шутку про «личинку реконструктора»)
Почему в один прекрасный момент обычный реконструктор решает стать мастером по изготовлению чего-либо (пошив историчного «шмота», ковка оружия и доспехов, ткачество, литье...)? Первым делом именно об этом я и спросила знакомых мастеров.
Игорь Фоминых
Вот тут-то и выяснилось, что реконструкция может приносить не только эстетическое удовольствие, но и неплохую прибыль. Причем, заработок на плодах собственных рук становится реальной альтернативой серой обыденности обычной работы.
Один из знакомых мастеров, пожелавший остаться неизвестным, выразился так: «Это не хобби. У меня не было выбора: либо я делаю доспехи, либо прозябаю охранником. Это изначально было работой».
Другой знакомый мастер из Кирова Игорь Фоминых, который тоже делает доспехи на раннее Средневековье, выразился еще проще «У меня это не хобби. Я этим живу». И на жизнь, надо сказать, хватает.
Так что основная причина, почему человек начинает делать вещи на продажу — это, все-таки, желание заработать. Ну, это помимо изначальной заинтересованности в предмете и желания совершенствоваться.
Мастер-реконструктор в любом случае имеет какой-то багаж знаний об исторической эпохе, быте, доспехах, оружии, потому что это является отправной точкой реконструкции как таковой. Так что просто со стороны в это дело прийти невозможно. К багажу знаний нужно добавить «прямые» руки и желание что-то этими руками делать. Без этого тоже никак. Ну и обязательное стремление к самосовершенствованию (как, собственно, и в любом другом хобби). Но это приходит еще и с опытом.
Когда этот начальный набор имеется, начинается этап первых попыток создания.
Тренировка смекалки
Все, что нужно для плетения ламелляра
Эпоха выбрана, представляется желаемый конечный результат работы. Что дальше? Для начала мастеру нужно где-то найти материалы, из которых он будет делать, например, доспех. В случае с Игорем, это была кожа (которую в городе достать не так уж и сложно) и пластины, из которых он и плетет ламелляры и прочее. Пластины пришлось вырезать вручную (на специальном оборудовании). Ну, ладно, основное есть.
А вот тут-то и начинается тренировка смекалки: основные детали есть, а всяких мелочей (типа заклепок или пряжек) нет, и достать быстро не получится. Надо отметить, что есть несколько маленьких хитростей, которыми пользуются мастера. Очень спасают... простые гвозди. Именно на них Игорь поначалу клепал доспехи, именно из гвоздей можно сделать пряжку или свернуть фибулу. Со временем мастер обзаводится всем необходимым для работы, но для начала можно немного и схитрить.
Этот элемент доспеха Игорь клепал как раз-таки на гвозди
Дальше все зависит от упорства и умения человека: методом многочисленных проб, ошибок, переделок, догадок, новых переделок в конечном итоге получается первый продукт. Остается испытать его «боем» (реконструкторы, кстати, очень придирчивы; если ваша первая вещь не вызвала слишком много замечаний, считайте, что вам повезло).
Как найти покупателя
Итак, определенный опыт уже имеется. Есть работы, которые вам не стыдно выставлять на всеобщее обозрение. Теперь ваша работа может начать приносить доход. Осталось только найти покупателя.
Есть несколько этапов продвижения плодов своих рук «в массы». Во-первых, это социальные сети. Создать альбом с фотографиями работ времени много не займет. Чуть больше времени понадобится, чтобы отправить ссылки на этот альбом знакомым и в тематические сообщества. Еще немного времени придется потратить на то, чтобы объяснить потенциальным покупателям обоснованность заявленной цены.
Кстати, вот такой комплект работы Игоря Фоминых стоит 16 тысяч рублей. Согласитесь, что прежде чем отдать такие деньги, вы бы тоже долго расспрашивали мастера о качестве доспеха.
На следующем этапе неплохо было бы «вывезти» свою продукцию на какой-нибудь фестиваль и «пропиарить» ее там. Так вы заведете полезные знакомства, получите конструктивные советы и найдете себе потенциальных покупателей, которые, в свою очередь, расскажут о вас своим знакомым.
В идеале, после грамотной саморекламы, товары мастеров-реконструкторов могут расходиться по всей России и даже ближнему зарубежью, особенно, если это какая-то специфичная работа (например, мастеров, которые делают латные доспехи, довольно мало).
А дальше — дело техники. Продолжайте самосовершенствоваться, расширяйте ассортимент, ищите новую информацию и, главное, постоянно работайте. И радуйтесь, что вам с работой повезло, ведь большинство людей многое бы отдали, чтобы сделать свое хобби источником заработка.
Если вас зацепила идея создания доспехов или историчной одежды, займитесь для начала реконструкцией. Поверьте, даже если из вас не получится мастера, о впечатлениях, полученных на разнообразных фестивалях вы не пожалеете.