В конце уже прошлого 2012 года между кировскими производителями и федеральными сетями остро встал вопрос ценообразования. В частности, производители заявляли, что могут и вовсе прекратить работу с ритейлерами, если проблема не будет решена.
К примеру, пивоваренный завод «Вятич» настаивал на пересмотре цен в сети METRO. За последние несколько месяцев значительно выросли цены на солод из-за чего должны были подняться отпускные цены на 1 рубль. Однако METRO с такими изменения не согласился и предложил разорвать договор. Впрочем, через несколько дней цены были повышены, но только на часть продукции.
Аналогичная ситуация сложилась у производителей хлебной продукции с ритейлером «Магнит». Кировский производитель ББК прекратил поставки в районные магазины сети из-за того, что компания не давала повысить отпускные цены.
Есть ли возможность у региональных властей разрешить такие спорные ситуации, налаживать сотрудничество между региональными производителями и федеральными сетями? Какие есть пути решения данных ситуаций?
Павел Ануфриев,
Глава департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области:
Основным законом, который устанавливает правила взаимоотношений между поставщиками и ритейлерами, является федеральный закон № 381-ФЗ. В этом законе есть норма, которая запрещает органам власти вмешиваться в деятельность торговых сетей и принуждать их к чему-либо. Тем не менее, у нас есть возможность оказываться содействие в проведении переговоров между пищевиками и ритейлерами (мы выполняем своеобразную роль медиатора).
В частности, в начале декабря мы провели раунд очень непростых 3-х часовых переговоров по поставке продукции Вятич в одну из федеральных сетей, работающих на территории нашего региона. В результате сеть приняла условия об увеличении отпускных цен и расширении ассортимента поставляемой Вятичем продукции.
На сегодняшний день урегулированы ли спорные вопросы по ценообразованию? Есть ли намерения прервать сотрудничество с федеральными сетями из-за того, что сети заставляют выставлять настолько низкие отпускные цены?
Руслан Владимиров,
Директор Торгового Дома «Вятич»:
Сотрудничество с "Метро Кэш энд Керри" не отрегулировано до сих пор. Дело в том, что с 1 января 2013 года изменилась ставка акциза на пиво с 12 до 15 рублей за 1 литр (1 литр пива подорожал на 3 руб.). Этот акциз включается в стоимость товара. Завод "Вятич" тоже повысил цену пива, всего на 1 рубль за бутылку 0,5 л., это объективная необходимость. Все наши партнеры, в том числе федеральные торговые сети, согласились с изменениями и приняли их. Все, кроме "Метро Кэш энд Керри". Надо понимать, что увеличение цены - это инициатива не "Вятича", это следствие государственной акцизной политики.
С «Метро» идут переговоры, но мы надеемся и на поддержку властей, ведь главный «выгодоприобретатель» в пивном пизнесе - это власть (более 50% стоимости пива - это акциз, поступающий полностью в дефицитный областной бюджет). Сотрудничество с "Метро Кэш энд Керри" - это один из каналов продаж, а значит и один из каналов поступления денег в бюджет. Если «Метро" не согласует в ближайшие дни объективное изменение цены, нам придется прекратить поставки и областной бюджет будет терять около 2,5 миллионов в год.
Как Вы оцениваете сегодняшнее сотрудничество местных производителей с федеральными сетями?
Владимир Журавлев,
Генеральный директор компании «КИБИ»:
Взаимодействие федеральных торговых сетей и производителей довольно непростые и осложняются во многом уникальной особенностью Кировской области: у нас чень много производителей разных продуктов питания самого высокого качества. Конкуренция высока уже на местном уровне. Ритейлерам же важнее не качество продукции, а экономическая составляющая. Компаниям выгодно заключать контракты на длительный период по выгодным ценам на продукты с длинным сроком годности. В основном вся кировская продукция высокого качества: без консервантов, с небольшим сроком годности. Получается, что кировские предприятия изначально "не подходят" ритейлерам. Отсюда и проект "Покупай вятское", который призван помочь местной продукции по праву конкурировать с товарами на полках федералов.
Тем не менее предприятие "Киби" сотрудничает почти со всеми ритейлерами. Но они не берут на реализацию лучшую продукцию нашего предприятия, останавливая свой выбор на недорогой продукции более низкого качества. Выходит, что это сотрудничество "для галочки", его нельзя назвать продуктивным и взаимовыгодным. В итоге получается, что без торговых сетей развиваться местным производителям невозможно, но и договориться с ними крайне сложно, а существующие договоренности далеко не самые выгодные.
Думаю, что большая вина в сложившейся ситуации лежит на местной власти, которая не смогла поставить наших производителей в выгодное положение. Наш губернатор не болеет душой за местный бизнес. Мы просим у властей иметь возможность открывать мини-магазины, но нам не позволяют этого. Власть нас не слышит.
На Ваш взгляд, из-за чего вопросы ценообразования в федеральных сетях встали настолько остро?
Павел Ануфриев,
Глава департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области:
Причина в следующем (применительно к Вятичу и БКК). Это рост у производителей себестоимости продукции. По пиву с 2013 года на 25% вырос акциз (с 12 до 15 рублей). По БКК во втором полугодии 2012 года существенно выросла стоимость муки. Увеличение себестоимости влечет к необходимости пересмотра отпускных цен. В свою очередь сети не хотят принимать новые повышенные отпускные цены поставщиков.
На Ваш взгляд, из-за чего вопросы ценообразования встали настолько остро, что производители рассматривали возможность прекращения работы с сетью? Как в Вашей компании эти вопросы решают?
Юрий Исупов,
Вице-президент Вятской ТПП:
Логично этот вопрос адресовать непосредственно правительству области. Мы прекрасно понимаем, что живем в рыночных условиях, и административно влиять на бизнес не совсем соответствует правовым основам взаимодействия власти и бизнеса. Тем не менее, участие правительства в конструктивном диалоге с сетями именно в рамках защиты местного товаропроизводителя необходимо. Возможно, нужно настойчиво и аргументировано указать сетям, что расширение доступа наших производителей на полки для них также будет выгодно.
Если посмотреть итоги работы наших предприятий за первые 11 месяцев прошедшего года, то видно, что происходит падение производства по отдельным видам продуктов питания. Это не значит, что наши производители стали работать хуже, дело в том, что у них стали возникать проблемы со сбытом в связи с приходом федеральных сетей и сокращением доступа товаров местных производителей на региональный розничный рынок.
По данным Облстата наш областной розничный рынок продовольствия вырос на 5,4%. Так вот в условиях растущего рынка по отдельным сегментам продовольственных товаров мы имеем падение в 10 и более процентов. А за столь серьезными падениями скрывается снижение поступления налогов в бюджет, а это в свою очередь повлечет за собой сокращение числа занятых. Правительство, видя эту ситуацию, должно с удвоенной энергией искать все варианты для ее изменения.
Проблема бы отчасти решилась, если бы сети поменяли свое отношение к местным товаропроизводителям и расширили доступ на полки, это было бы решением проблемы. Второй момент - создание альтернативной торговой сети в виде нестационарных торговых объектов, мнение по которой весьма неоднозначное. Одни производители говорят, что эта тема перспективная и ее нужно развивать, другие, что это нерентабельно. Третий момент - активизация реализации продукции на других региональных рынках.
Оксана Токарева,
Руководителя по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри:
С самого начала работы в России МЕТРО Кэш энд Керри придерживается стратегии тесного сотрудничества с локальными поставщиками во всех регионах присутствия сети. В частности в Кирове компания успешно поддерживает партнерские отношения с местными производителями и поставщиками. Разногласия между МЕТРО Кэш энд Керри и поставщиком в части условий поставок продукции, в том числе и ценообразования, компания решает путем переговоров.