В ходе живого непринуждённого общения гости сравнили российскую и германскую системы высшего образования, рассказали о специфике организации научно-учебного процесса и особенностях студенческой жизни в двух наших странах.
По словам М. Зайфарта, у России – давние славные традиции практически во всех научных отраслях. При этом россияне придают большое значение истории развития отечественной науки с упором на национальные достижения в тех или иных сферах исследований. Немецкие же учёные более глубоко интегрированы в современное общеевропейское и мировое научное пространство и национально-исторический фактор чаще всего не играет для них особой роли.
В российских вузах проводится очень много студенческих научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад различного уровня. В Германии этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания. Поскольку немцы учатся в средней школе 12-13 лет, а затем далеко не всегда сразу поступают в вузы, то и университетские дипломы они получают сравнительно поздно – к 26-27 годам.
Примечательно, что, наряду с молодёжью, в германских университетах немало студентов-пенсионеров, особенно на гуманитарных специальностях и направлениях.
Ещё одной характерной чертой является то, что немецкие абитуриенты, в отличие от своих российских сверстников, не стремятся, во что бы то ни стало, поступить в столичные вузы. Дело в том, что многие известные и престижные университеты, некоторые из которых имеют многовековую историю, зачастую располагаются в относительно небольших городах, являющихся, тем не менее, крупными научно-образовательными центрами Европы.
В конце встречи радушные хозяева, поблагодарив гостей за интересную содержательную беседу, пригласили их принять участие в проводящихся в нашем вузе научных конференциях и даже поработать преподавателями на факультете лингвистики ВятГГУ.