Антимонопольщики вместе с Минпромторгом намерены переписать закон «О торговле». Как пишет газета «Коммесантъ», изменения коснутся как раз той части, где говорится, что ритейлер не может занимать больше доли в 25% на рынке региона.
Ритейлерам могут разрешить занимать 35% рынка вместо сегодняшних 25%.
Интересно, что федеральные ритейлеры уже несколько лет подряд настаивают на повышении этого показателя.
Поправки к закону «О торговле» еще разрабатываются (подготовят их к концу января), но уже сейчас известно, что есть два варианта роста для торговых сетей. Власти могут разрешить ритейлерам превысить порог в 25% при органическом развитии, то есть постепенном открытии новых магазинов, а не покупке существующих) либо принципиально повысить пороговое значение до 35% рынка.
Согласно законодательству, если признано, что на конец отчетного периода торговая сеть занимает четверть рынка, то все последующие сделки о покупке или аренде помещений под торговые точки признаются недействительными. Вот только до сих пор в России и не было случая, когда такое осуществилось бы на практике. К примеру, антимонопольщики постановили, что «Магнит» превысил лимит в Ивановской области, однако арбитражный суд отменил это решение.
Эксперты: поправки могут навредить малому бизнесу.
«Логично, что эти изменения приведут к росту крупных сетей и уменьшению доли на рынке малых сетей, - говорит Руслан Гузаиров, коммерческий директор ТД «Красногорский». - Позитивная это тенденция или негативная решать все равно придется покупателю. Если его все устраивает в крупной сети, то не будет иметь значения, какую долю на рынке, допустим, Кирова занимает та или иная компания. Но в конечном итоге не думаю, что поправки каким-либо образом отразятся на нашей сети».
«Нельзя губить развитие регионального ритейлера будь то сеть, формат "магазин у дома", магазин шаговой доступности. Пусть будет 50 на 50, а не игра в одни ворота. Как сейчас говорят некоторые наши производители: хоть и двое ворот, но одни шире, другие меньшего размера. Надо, чтобы ворот было двое и одинакового размера. Нужно оставлять право выбора покупателю, а не чиновнику и не ритейлеру. Пусть человек сам выбирает, в магазин какого формата ему идти. Тоже самое касается продукции. Мы не запрещаем заводить продукцию из других регионов, но пусть в сетях будут товары и кировского производства в соотношении 50 на 50», - говорит Александр Краснов, президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров.
Поправки к закону «О торговле» должны быть сформированы к концу января 2013 года. Следите с нами за развитием событий.