В скором времени Киров может остаться без наружной рекламы. МКУ «Городская реклама» отказывает кировским операторам наружной рекламы в выдаче разрешений на использование рекламных конструкций, уже установленных в городе. По словам участников рынка, отказывают на том основании, что места размещения наружной рекламы не соответствуют ГОСТу Р52044-2003. По приблизительным подсчетам в Кирове из 520 рекламных банеров может остаться только 20.
Насколько реальную проблему для рынка наружной рекламы Кирова представляет ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений»?
Виталий Смирнов,
Президент Кировской областной ассоциации наружной рекламы и информации (КОАНРИ):
Один из участников рынка рекламы,
пожелавший остаться неизвестным:
Проблема очень серьезная. Сейчас этой темой занимается не только МУ Городская реклама, но и Администрация города и даже Прокуратура. В итоге складывается совершенно абсурдная ситуация. Вся эта история выглядит, как заказная акция со стороны наших властей. Кому-то очень нужно убрать с рынка кировских игроков. Вероятно, скоро мы узнаем, ради кого всё это закрутилось. Ведь ГОСТ Р 52044-2003 был принят в 2003 году. Почему про него вспомнили только сейчас? Почему до сих пор нет порядка его исполнения?
Кстати, в городах с меньшим населением количество рекламных конструкций гораздо больше, чем в Кирове, и власти этих городов не считают это неправильным. А наоборот — используют как дополнительный источник дохода для бюджета. В Москве к исполнению этого ГОСТа подходят более гибко: убирают растяжки, динамичные световые экраны). В Кирове же хотят поменять всё! Например, на всей улице Московской предлагают оставить только 2-5 конструкций. В итоге, существующие конструкции демонтируют, а освободившиеся места, скорей всего, передадут кому-то другому.
Александр Шишкин,
Директор WEST MEDIA:
Компании в стремлении заработать деньги занимали и занимают любые места ставят конструкции, везде, где только можно и нельзя, всеми доступными способами, ну кто то же им это согласовывает? Не сами же они их ставят, а значит, тот, кто выдавал разрешения наверняка тоже был заинтересован. И так продолжалось по всей России несколько лет, вот и получилось, что щитами уставили всё вокруг и вместо положенного расстояния 90 метров между двумя старыми конструкциями можно обнаружить ещё 2 штуки - новые, как это возможно!!?? Причем они появляются в то время, когда объявлено, что мест больше в городе нет. То есть для кого-то нет, а для кого-то есть.
Все были счастливы, пока не увидели, что перестарались и заставили щитами все вокруг. Когда кончилось место на земле, затянули все растяжками через дорогу, которые сейчас уже снимают.
Администрация с другими гос. органами будут заставлять снимать и сносить рекламные конструкции, будут бороться с рекламным бизнесом, поборют всех, кто помельче, но с нашей администрацией потом не удивлюсь, если неожиданно на этих же местах возникнут новые щиты. Деньги у нас всё побеждают и большие компании всё равно выживут, если большие не выживут, значит на их место придут компании ещё больше, но уже не из нашего города или вообще не из нашей страны.
Рекламщики, что установили щиты сами виноваты, т.к. меры нет ни у кого, так что нечего теперь изображать из себя жертв...
Стало известно, что прокуратура уже предъявила иски операторам наружной рекламы Кирова о приведении рекламных конструкций в соответствие ГОСТу Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». По результатам проверки, что именно в рекламных конструкциях ГОСТу не соответствует?
Евгений Окулов,
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе:
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Одним из приоритетных и актуальных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения органами местного самоуправления и другими хозяйствующими субъектами.
Так, в текущем году органами прокуратуры в связи с выявлением многочисленных фактов установки рекламных конструкций с нарушениями требований Федеральных законов «О рекламе», «О безопасности дорожного движения», «О техническом регулировании», «ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», в суды направлено более 70 исковых заявлений с требованиями об обязании демонтировать незаконно установленные рекламные конструкции.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Выводы операторов наружной рекламы города Кирова о том, что положения ГОСТ Р 52044-2003 носят рекомендательный характер, противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 12, ч. 2 ст. 15, ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ нормы ГОСТа Р 52044-2003, принятые до вступления Федерального закона «О техническом регулировании» носят обязательный характер в части соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Как правило, хозяйствующими субъектами при размещении рекламных конструкций допускаются нарушения, связанные с несоблюдением расстояния установки конструкции от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), высоты размещения рекламных щитов от уровня поверхности участка.
Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям ГОСТ Р 52044-2003 создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, в связи с чем существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и повлечь за собой гибель и увечья людей.
В конечном итоге настаивает ли прокуратура/городская администрация на демонтаже рекламных конструкций, которые не соответствуют и не будут соответствовать ГОСТу Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений»?
Татьяна Молчанова,
Директор МКУ «Городская реклама»:
Администрация города Кирова в лице МКУ «Городская реклама» обращается с исковыми заявлениями в Арбитражный суд Кировской области об обязании рекламных компаний демонтировать рекламные конструкции в связи с окончанием срока действия договоров на размещение средств наружной рекламы и разрешений на установку рекламных конструкций. http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/50660081-0340-424c-be84-c2cb9355c4d8/A28-5397-2012_20120716_Reshenie.pdf
На сегодняшний день все демонтажи рекламных средств осуществлены собственниками рекламных конструкций. Администрация города Кирова самостоятельно не произвела ни одного демонтажа по решению суда.
Исковых заявлений на демонтаж рекламных конструкций в связи с несоответствием требованиям ГОСТу Р 52044-2003 Администрация города Кирова не подавала.
Галина Позднякова,
Начальник отдела дизайна городской среды администрации г. Кирова:
Администрация города Кирова, изучив все существующие нормативные акты по вопросам регулирования размещения средств наружной рекламы, подготовила документ - «Генеральная схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Киров» на период 2009-2020 года». Кировская городская Дума приняла этот документ 25.02.2009 за №26/15.
Если размещать рекламные конструкции согласно требованиям этой схемы (именно от 25.02.2009, без поправок), то цель упорядочить наружную рекламу будет достигнута. Освободится историческая зона от крупногабаритных конструкций, благоустроится «подушка» с крепежными элементами, соблюдены будут нормативные расстояния между конструкциями и т.д.
В результате проведенного анализа управлением градостроительства и архитектуры выявлено, что рекламные конструкции размещены с нарушением:
- нормативных расстояний,
- нормированной высоты опоры рекламной конструкции,
- единой оси установки конструкций в одном квартале,
- сроков размещения баннеров «С днем рождения любимый город!».
Протяженность улицы Московская от Октябрьского проспекта до улицы Ульяновская 4км 506м, Общее количество рекламных конструкций формата 6х3, установленных по улице Московская , 59. Согласно «Генеральной схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Киров» на период 2009 – 2020 годов», утвержденной решением Кировской городской Думы от 25.002.2009 №26/15 расстояние между рекламными конструкциями крупногабаритных размеров нормальной и увеличенной высоты должно быть 100м, следовательно рекламных конструкций должно быть не более 40 – 45 штук.
В свете того, что сейчас идут суды по искам прокуратуры к операторам наружной рекламы. Какие решения принимают судебные инстанции?
Один из участников рынка наружной рекламы Кирова,
пожелавший остаться неизвестным:
Судебные инстанции находятся в замешательстве. От них требуют непонятного. Кировские рекламщики завалены судами. Например, у нас сейчас 36 судов. Кировская Прокуратура тоже загружена нашими делами. С какой целью? Для чего эти пустые мероприятия, когда есть реальные дела.
Операторы наружной рекламы Кирова не считают ГОСТ Р 52044-2003 законным и легитимным, потому что документ не прошел экспертизу и не был утвержден Минюстом, кроме того он противоречит ФЗ «О рекламе» и международным соглашениям, которые, в отличие от ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», запрещают размещать рекламную информацию на дорожных знаках. Представители бизнеса спрашивают, почему прокуратура опирается на этот документ?
Галина Позднякова,
Начальник отдела дизайна городской среды администрации г. Кирова:
Рекламные агентства должны быть обеспокоены тем, что Технический регламент, о котором упомянули в ФЗ «О рекламе», до сих пор не принят…
Татьяна Молчанова,
Директор МКУ «Городская реклама»:
Выдержка из решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 07 декабря 2012 года по делу № 2-2884/12:
«В силу ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2008 №38-Ф3 «О рекламе» рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку технический регламент до настоящего времени не принят, в сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, что следует из норм ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации».
http://docs.pravo.ru/document/view/28862861/
Будете ли оспаривать решения судов, которые подтверждают законной ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» в Кирове?
Один из участников рынка наружной рекламы Кирова,
пожелавший остаться неизвестным:
Конечно, мы будем оспаривать судебные решения. Ситуация очень странная. Так, например, сейчас нам дали указание составить реестр всех рекламных мест. Спрашивается, для чего всё это нужно, если конструкций хотят оставить считанные штуки? Согласитесь, выгладит странным.
Возможен ли компромисс?
Галина Позднякова,
Начальник отдела дизайна городской среды администрации г. Кирова:
В 2009 году администрация, учитывая «трудности» рекламного бизнеса, пошла на компромисс – заключили договор с рекламным сообществом на все конструкции сроком на 5 лет. За эти 5 лет операторы наружной рекламы обещали привести свои конструкции в надлежащий вид, но увы… Я так полагаю, что требования двух сторон должны соблюдаться обеими сторонами…а все, что касается спорных вопросов, есть инстанции судов разного уровня, есть опыт выигрышных судов, можно посмотреть в интернете.