Поводы для написания заметок порой подкидывает сама жизнь, честное слово. К примеру, вчера шли с коллегой от автобусной остановки в офису и увидели перед зданием Городской администрации пикет. Приглядевшись, мы смогли различить транспаранты с надписями вроде «Позор депутатам за переименование улиц!»
Протестующих было совсем немного, все они с легкостью разместились на крыльце здания. И все же это собрание состоялось. Все же «возвращение улицам исторического названия» кому-то настолько претит, что они даже не жалеют времени для того, чтобы постоять с транспарантами, призванными пристыдить народных избранников...
Если вспомнить, как только названия первых четырех улиц в нашем городе были изменены, началось невероятное бурление народных масс. Реакции были самыми разными. Одни отнеслись к новым-старым наименованиям с воодушевлением и ликовали по поводу возвращения городу исторического облика. Других подобные новости привели в искреннее негодование и шок. Как же так? Попрали и предали забвению все достижения советского периода! В общем, началась неразбериха и паника.
Честно говоря, у меня самой по поводу возвращения исторических названий сложилось весьма неоднозначное мнение.
С одной стороны, дореволюционные названия звучат очень красиво и благородно. Улица Казанская, улица Преображенская, улица Спасская, улица Пятницкая.... Прямо музыка для ушей — чудо, а не названия. С другой стороны, очень пугает упорство и поспешность, с которыми власти меняют таблички на домах, не внимая протестам многих горожан...
Зачем все это?
Итак, давайте подумаем, для чего вообще все это затевается? Официальная цель сего мероприятия — возвращение городским улицам исторических самобытных названий. Кроме того, наименования, связанные с эпохой социализма, кажутся многим несовременными и неактуальными. Отличные причины.
Однако непонятно, почему переименовывать улицы стали не сразу после падения советской власти, а лишь сейчас? Ведь проблема «неактуальности» улиц Энгельса, Большевиков, Дрелевского и Степана Халтурина появилась уже тогда. Честно говоря, вся эта спонтанно возникшая борьба за возвращение жителям города исторического наследия слегка подозрительна.
Почему возвращать нам решили именно историю, а не бесперебойную подачу горячей воды и целостность дорожного полотна? Наверное, потому что история — это вещь абстрактная и не имеющая никакого отношения к реальному миру.
Историю можно вернуть единожды и на долгое время. Ее не нужно поддерживать в приемлемом состоянии и ремонтировать время от времени. И, самое главное, жаловаться на отсутствие, недостаток и плохие эксплуатационные качества истории никто не станет.
А что? Неплохо. Общественный резонанс создали, выслушали мнение сторонников и противников возвращения исторических названий, провели опрос, приняли решение, открыли статью расходов, заменили таблички. Вот сколько полезных дел. А ведь будут же еще митинги, демонстрации, экзальтированная суета общественных организаций. В общем, получается отличная симуляция бурной деятельности. А реальные проблемы остаются за кадром.
Или, может быть, от возвращения дореволюционных названий вдруг чудесным образом восстановятся аварийные дома и ливневая канализация по всему городу, повысятся зарплаты и пенсии горожан, да и жизнь станет лучше и веселее? Позвольте усомниться.
Кроме того, я глубоко убеждена, что вопросами благозвучности и современности названий улиц и населенных пунктов нужно заниматься только тогда, когда других проблем (тем более, проблем первоочередных и остросоциальных) не остается. Если это не так, то все сентенции о необходимости возвращения культурного наследия и активное проталкивание данных идей в массы приобретают отчетливый привкус популизма.
А не все ли равно?
«Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет», писал великий классик. И правда, неужели так принципиально, как называются улицы? Лично мне все равно. Главное — чтобы улица была удобной для водителей и пешеходов, хорошо освещенной в вечерние часы.
Еще неплохо, если пройти по ней можно будет, не испачкавшись, не провалившись в канализационный люк и зимой не получив сосулькой по голове. И уже в последнюю очередь меня интересует название улицы. Не сомневаюсь, что многие кировчане придерживаются такого же мнения. Тогда кто же вечно протестует и даже устраивает пикеты? Кто это тут против самобытных названий и исторического наследия, а?
Да те, чья жизнь прошла прошла при советской власти. Те, кому эта самая советская власть дала бесплатное и весьма качественное образование, профессию, место в жизни. Те, кто в детстве играл в песочнице у дома по улице с тем или иным коммунистическим названием.
Именно им обидно, что кусок их жизни, пусть и небольшой и не такой уж значительный, стремятся вырвать и растоптать. И их можно понять. По сути, от всего, что как-либо связано с почившей в забвении Страной Советов, старательно пытаются избавиться. А ведь это тоже наша история.
То бишь ради возрождения памяти о чем-то одном, мы должны разрушить другое. Несправедливость какая-то...
Рано или поздно, конечно же, улицы все-таки переименуют. Возможно, уже в ближайшем будущем тот город, в котором мы сейчас живет изменится до неузнаваемости. И уже через 20-30 лет люди окончательно позабудут, кто такие Энгельс и Степан Халтурин. Вот тогда бы и переименовывать улицы, а не сейчас, когда довольно значительный процент населения большую часть жизни прожил в стране, о которой все так тщательно пытаются забыть.
Но как бы там ни было, решение уже принято. Печально еще и то, что на народной ностальгии паразитируют различные общественно-политические организации, соблазняя людей перспективой сделать все «как раньше».
А из-за чего, собственно, паника?
Если предложить рядовому горожанину выбрать название улицы и предоставить варианты, чем он будет руководствоваться? Вряд ли, в первую очередь, он будет думать об истории, о том, какой смысл несет то или иное наименование. Первый критерий будет банальным: «нравится-не нравится.» И уже потом человек будет думать, как аргументировать свою позицию. Это в лучшем случае.
Есть еще те, кому все равно. А также те, кто просто не хочет запоминать надписи на новых табличках и вообще что-либо менять. Последних, скорее всего, будет большинство. Да, они возмущаются и не хотят, чтобы улицам возвращали дореволюционные названия. Но все это только потому, что из раздражает путаница, которая уже возникла.
Таким образом, ярых поборников той или иной точки зрения, руководствующихся идеологическим соображениями, останется не так уж много. Однако они упорно продолжают муссировать тему возвращения исторических названий, наводят панику, приплетают к этому всему политику... Не знаю, кому как, а мне эта тема уже набила оскомину. Я вообще не считаю, что тема эта достойна такого пристального внимания, учитывая, что у нас есть проблемы поважнее.
Будучи убежденным пешеходом, я побывала на многих улицах нашего города. На улице Мельничной меня из лужи с головы до ног (я не преувеличиваю) окатила грязью проезжавшая машина. Октябрьский проспект и улицу Орджоникидзе во время сильных дождей впору переплывать на лодке. Улицы Маяковского и Станиславского невозможно пересечь, не увязнув по щиколотку в грязи.
Даже если поменять названия этих улиц, лично для меня, как и для многих других пешеходов, ничего не изменится. Поэтому вся эта возня вокруг названий приводит в недоумение и забавляет.
По сути, имена улицам присваивают просто для того, чтобы как-то различать их между собой и ориентироваться в городе. Во многих странах их вообще никак не называют, а просто-напросто нумеруют. Это удобно и понятно. Никакой путаницы. Никаких споров. Никаких переименований. Если улица третья или пятая по счету, то такой она и останется, в независимости от последних политических веяний и желания чиновников.