Извините, гражданин, но Вы - банкрот

Поможет ли новый Закон выпутаться из долгов, мы выясним в «Переговорном пункте».

Госдума РФ в первом чтении приняла Закон о банкротстве физических лиц, согласно которому должник, не имеющий возможности в течение 3-х месяцев оплатить долг свыше 50 тысяч рублей, получит право обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Инициатором банкротства может быть заемщик, кредитор, а также налоговые органы. Подобный Закон уже действует в Германии. По замыслу законотворцев, закон должен защищать людей в действительно сложных ситуациях.

Сейчас, согласно законопроекту, по решению суда заемщику может быть предоставлена рассрочка на 5 лет. Если выплата долга невозможна, собственность заемщика будет принудительно изъята и продана (останется только минимум, необходимый для жизни и осуществления профессиональной деятельности). Более того, кредитная история заемщика будет испорчена, и в течение 5-лет он не сможет взять кредит ни в каком банке.

Почему в российские законодатели только сейчас начали рассматривать законопроект о банкротстве?

Дмитрий Гвоздев,

Адвокат:

Вся проблема в том, что сейчас российская власть поддерживает банки, а не народ. Касательно банкротов и рассрочек: в действующем законодательстве и так предусмотрена рассрочка и отсрочка исполнения судебного решения. Спрашивается, зачем нужен новый закон?

Справка:
Согласно статье 434 ГНК РФ при наличии затруднительных обстоятельств взыскатель вправе поставить вопрос о рассрочке.
Согласно статье 37, части 1 Закона об исполнительном производстве  «взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ».
Абзац 1 части 1 статьи 446 ГПК  гласит: взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Пункт 2 статьи 4 ФЗ о прожиточном минимуме: величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает РФ социальным государством: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В части 2 перечислены основные обязанности РФ как социального государства: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Величина прожиточного минимума по Кировской области  за III квартал 2012 год для трудоспособного населения 6439 руб., для  пенсионеров 4857 руб., для детей 6058 руб. 
Таким образом, в России законом предусмотрен прожиточный минимум, которого при любых обстоятельствах не может быть лишен человек. Более того, в законе предусмотрена рассрочка и отсрочка решения суда. Но многие судебные органы применяют практику: если кредитор не согласен о рассрочке, тогда ни о какой рассрочке речи не идет. Судебные приставы по исполнительному производству имеют право на удержание из заработной платы должника  50%, не взирая на установленный прожиточный минимум.  Существующая практика кировских судов подтверждается и Верховным судом. Она признает действия судебных приставов  исполнителей по взысканию 50% из заработной платы должника правильными даже с учетом предоставленных гарантий Конституцией РФ и закона о прожиточном минимуме.
Встает вопрос о целесообразности нового закона, если уже сейчас по закону (ГПК РФ, Закон об исполнительном производстве)  права должника защищены одним из способов: посредством предоставления рассрочки судебного решения. Но это только в теории. На практике все по иному. Если кредитор отказывает в предоставлении рассрочки, то судебные органы не предоставят должнику рассрочку. 
Когда мы говорим о принимаемом проекте закона о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, речь идет о предоставлении рассрочки сроком на 5 лет под наблюдением арбитражного управляющего. Но процедуру банкротства надо оплачивать. В общих нормах закона о Несостоятельности (банкротстве), так и в Пленуме ВАС РФ говорится о введении процедуры в случае наличия имущества должника, которое может покрыть затраты на проведение процедуры, или внесением заявителем денежной суммы на депозит арбитражного суда для покрытия судебных расходов. В случае отсутствия такового процедура не вводится.
Закон о банкротстве физических лиц  необходим, но с учетом поправок и анализа других законодательных актов, чтобы оградить от банкротства первого встречного взявшего кредит и подпадающего под нормы нового закона. 
В первую очередь необходимо внести поправки в действующий КоАП РФ Об исполнительном производстве, где надо предусмотреть трудовую повинность в случае не исполнения решения суда в течение 2-х месяцев и при отсутствии рассрочки или отсрочки, порядка и способа исполнения решения суда должник обязан работать на предприятии города и т.д. до момента выплаты долга. При этом отстраняется от должности по основному месту работы. При этом предусмотреть сумму долга не превышающую 1 000 000 рублей. Свыше же необходимо введение банкротства физического лица.
Руслан Коротаев,
Адвокат:

Такой закон давно необходим.  Банки — коммерческие организации, нацеленные на получение прибыли и сверхприбыли. Зачастую они сознательно «затягивают» ситуацию, тем временем долг гражданина за счет пени и штрафов вырастает в разы! На сегодняшний день огромное количество людей живет под психологическим гнетом, даже если судебные приставы взыскали с должника все, что было. Долг гражданина остается с ним до конца жизни.

Роман Горинов,

Управляющий ВТБ24 в Кировской области:

Проблема возврата нецелевых кредитов и роста просроченной задолженности по ним неразрывно связана с текущей ситуацией на рынке трудоустройства. В целом, сегодняшнюю ситуацию на рынке труда эксперты оценивают как позитивную, поэтому говорить о невозврате кредитов, как о глобальной проблеме не приходится. Уровень просрочки и в 2010 году, и в 2011 года оказался значительно ниже наших ожиданий. Эффективно выстроенная работа с просроченной задолженностью в нашем банке привела к снижению ее доли в кредитном портфеле на несколько процентных пунктов. Рынок в целом также приодолел те негативные последствия, те накопленные риски, которые возникли и реализовались в 2009 года и сейчас доля просроченной задолженности по кредитам физическим лицам порядка 4,5%. Риски в розничном кредитовании до 10% - это нормальный показатель. Что касается увеличения портфеля плохих долгов в 2012 в целом по банковской системе, я не вижу в этом особой проблемы: рост хороших кредитных портфелей, в розничном направлении, в частности, в последнее время тоже значительный. Динамичный рост хороших активов сопровождается увеличением плохих активов. Это естественно. Однако существующая доля просроченной задолженности вполне комфортна для банковской системы и не вызывает угроз.

Семен Кочнев,

Руководитель дирекции рисков физических лиц Уральского банка реконструкции и развития:

Просроченная задолженность по кредитам физических лиц УБРиР:

на 01.07.12 - 2 813 060 тыс. руб.

на 01.10.12 - 3 127 047 тыс. руб.

Для банка абсолютно не критичные показатели. Нужно понимать: если банк не списывает безнадежную просроченную задолженность с баланса, то в абсолютном выражении она будет расти всегда. Отмечу, что динамика роста просрочки в сравнении с ростом кредитного портфеля УБРиР отрицательная.

Как данная инициатива может сказаться на финансовых показателях банка? Другими словами, кто заплатит за должников?

Роман Горинов,

Управляющий ВТБ24 в Кировской области:

Любой банк заинтересован в возвращении ресурсов, переданных своему заемщику, а не в отъеме у последнего квартиры, машины и всех остальных сбережений. На данный момент, если у заемщика действительно возникают серьезные проблемы по своим кредитным обязательствам, финансовые учреждения стремятся использовать довольно много механизмов улаживания этих проблем, из которых суд и последующее признание должника банкротом – лишь крайняя мера. Например, у ВТБ24 есть программы по реструктуризации кредитов и ипотечная программа «Витрина залогового имущества», которая позволяет заемщику реализовать объект недвижимости, который он «не потянул» по рыночной стоимости. Пока поправки к закону о банкротстве физических лиц еще не вступили в силу, преждевременно комментировать, помогут ли они упорядочить взаимоотношения банков и проблемных заемщиков, или нет. Однако можно отметить, что в определенной степени необходимость усовершенствования этой процедуры уже назрела.

Семён Кочнев,

Руководитель дирекции рисков физических лиц Уральского банка реконструкции и развития:

Прямой связи между данным законом и финансовыми показателями банка нет. Возможно, снизится доля восстановления просроченных кредитов. Но вряд ли снижение будет существенным для банка: те, кто сейчас не платит по кредитам, в 99,9% случаев подавать заявление о признании себя банкротом не будут, так как это длинная и сложная процедура. Согласно законопроекту, ходатайствовать об объявлении человека банкротом может и сам банк. И, если суд выносит соответствующее решение, должник не сможет в течение пяти лет обращаться за кредитом без упоминания, что он банкрот, и не сможет выезжать за границу (эту поправку ожидаем ко второму чтению). Таким образом, для нас это будет дополнительным инструментом работы с недобросовестными заемщиками. Сейчас активная фаза сбора долгов доходит до двух лет, после этого недобросовестные заемщики могут снова чувствовать себя спокойно. При существующих объемах розничного кредитования все бизнес-процессы взыскания у средних и крупных банков, а также коллекторов построены не на обработке отдельного кредитного договора с использованием всего набора мероприятий, а «потоковым» методом - работают только с теми, с кем на основании скоринговых оценок и/или контактности работа перспективна. По всем остальным просроченным кредитам формируются потери.

Другой вопрос – справятся ли суды с потоком дел, связанных с банкротством физических лиц? А увеличение количества дел будет существенным – уже сейчас суды с трудом справляются с объемом дел, инициированных банками, а ведь добавятся еще исковые заявления от граждан.

Рост ставок по кредитам не связан с этим законопроектом.

Руслан Коротаев,
Адвокат:

С одной стороны, появляется новая лазейка для мошенников, но с другой стороны, уголовную ответственность никто не отменял. Она распространяется в том числе за фиктивное или преднамеренное банкротство, за подачу ложных сведений в банк или, например, когда гражданин сознавал, что не сможет отдать кредиты, но все равно брал. Кредитные организации в любом случае в убытке не останутся, и кредиты кардинально не подорожают. Уже сейчас все банковские риски включены в процентные ставки по кредиту, а если вспомнить микрофинансовые организации (кредитные кооперативы), то по количеству новых мы видим, что они "растут как грибы", а значит кредитовать население выгодно.

Возможность объявить банкротом физическое лицо — это шаг вперед в урегулировании взаимодействия между банками и заемщиками? Поможет ли это заемщикам в действительно сложной ситуации?

Дмитрий Гвоздев,

Адвокат:

Я считаю, что надо принимать меры по снижению ставок по кредитам. Кредиты должны быть доступны населению и не затягивать граждан в банкроты. Сейчас же большинство людей, оформивших кредит, попадают в «список» неплатежеспособных. То есть банк предоставляет кредит под 15% годовых, включая при этом страхование жизни и здоровья и т. д., и ставка по кредиту вырастает, например, до 23% годовых. В случае неуплаты в срок включается повышенный процент. Вот и возникают неплательщики – будущие банкроты. Туда же попадают и поручители.
Необходимы четкие установленные правила игры для банков. Контроль государства в первую очередь, а также контролирующих органов, занявших пассивную позицию (Роспотребнадзор), которые хотели бы усматривать нарушения, но не видят их.  

Люди должны понимать, что кредитные деньги надо отдавать и отрабатывать.

Более того, в налоговый кодекс нужны поправки: при покупке имущества на сумму более 50 000 рублей гражданин обязан предоставить сведения и доказать, каким образом он добыл эти средства, взял в займы. Мог ли займодавец их предоставить, если не мог (наличие исполнительных производств, кредитов, имущества, доходов), то  забирать имущество в доход государства, а во-вторых подвергать адм.наказанию в денежной сумме. Так мы избежим коррупции. И не понадобится последующий закон о коррупции. Только в этом случае число бы банкротов заметно  уменьшится.

Руслан Коротаев,
Адвокат:

Государство должно воспитывать в гражданах финансовую культуру и грамотность, вести просветительскую работу. И конечная цель Законодателя - облегчить жизнь гражданам. В то же время новый Закон позволит многим людям начать всё сначала, совершить «перезагрузку». Но  сейчас Закон требует доработок. Так, например, нужно прописать, сколько раз и через какой период времени снова человек может быть признан банкротом. А процедуры банкротства физического лица и его же как индивидуального предпринимателя тесно переплетены. Данные последствия Законом также не доработаны.

Похожие материалы по теме