Министерство транспорта совместно с правительством Москвы и Минэкономразвития прорабатывает изменения в законодательство, которые запретят перевозчикам — даже тем, кто работает по заказу, — высаживать и забирать пассажиров рядом с авто- и железнодорожными вокзалами.
При этом конкретные территории, на которые будет наложен запрет, смогут определять правительства регионов.
«Идея дать регионам право вводить запретные зоны для заказных перевозок существует. Сейчас поправки в законодательство проходят согласование в ведомствах», — заявили представители Минтранса.
До 2008 года в перечень видов деятельности автомобильного транспорта, которые подлежат лицензированию, входили все перевозки, в том числе по заказу. Однако после принятия соответствующих поправок в законодательство перевозчики, которые возят по заказу, работают в уведомительном порядке — но на практике они ни перед кем не отчитываются.
В результате подавляющее большинство юридических лиц и ИП при перевозке на автобусах отказываются от лицензии, но осуществляют регулярные перевозки под видом заказных.
Именно против таких перевозчиков направлена новая инициатива. При этом нелегалы делятся на две категории: маршрутки, которые связывают город и область, и междугородние компании, которые обычно находят своих пассажиров около вокзалов.
«Ежедневно в наш город прибывает немалое количество междугородних и автобусов курсирующих по области, из которых только треть легальные. Распознать нелегалов можно по табличкам, на которых написано "Заказной", иногда какие-либо опознавательные знаки и вовсе отсутствуют. Останавливаются они, в основном, у автовокзала. Владельцы этих автобусов пользуются тем, что согласовывать маршрут и места стоянки таких автобусов они не обязаны. Правда, и брать деньги за проезд в них не должны. В таких автобусах всегда есть места, но нет гарантии, что доедешь до пункта назначения в целости и сохранности. Проверки проходят регулярно, но нелегальных автобусов и такси не становится меньше. Документов на право перевозок нет, список пассажиров составляют на ходу, чаще всего пассажиры сами звонят водителю на мобильный телефон и бронируют место, паспорт при посадке не спрашивают. Максимальный штраф, который могут наложить на владельцев таких автобусов, 100 тысяч рублей. Но доход все равно выше. Нелегальные автобусы не проходят технический контроль, а водители - медицинское освидетельствование перед рейсом. По моему мнению, инициатива властей положительная, но вряд ли сможет побороть нелегалов», - рассказал .
Как пояснил исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, нелегальные перевозчики пользуются тем, что их работа не попадает ни под один из видов перевозок, описанных в законе — «Уставе автомобильного транспорта».
Нормативные документы предполагают, что для заказных перевозок компания должна, в частности, иметь письменный договор фрахтования транспортного средства, где в том числе написано, кто поедет на конкретном автобусе. — Если это неопределенный круг лиц, то взимать плату с пассажиров запрещено, — поясняет Свешников.
"Если перевозки регулярные, то компания должна иметь лицензию, которую оформить не очень сложно, а также паспорт маршрута. Его нужно согласовать с субъектами федерации, через которые проходит трасса, также нужно определить места остановок. Именно этого нелегалы обычно не делают. Компания также должна заключить договор с вокзалом на кассовое обслуживание".
Норма о том, что регионы могут определять «запретную зону» для посадки в заказные автобусы, содержалась в законе, который еще в 2007 году был принят Думой в первом чтении, но потом был «положен на полку». По предположению главы транспортного союза, именно через принятие того законопроекта идея может быть реализована в этот раз. Главное, чтобы при этом чиновники не перестарались и под новый закон не попали обычные заказные перевозки, например, во время похорон и свадеб, добавил Свешников.