Со следующего года перевозчики должны застраховать здоровье своих клиентов на 2 миллиона рублей. "Стоимость" травм определяется в процентах от этой суммы. В "Правилах расчета сумм страхового возмещения, при причинении вреда здоровью потерпевших", утвержденных постановлением правительства. Самая дешевая травма - ушиб, самая дорогая - полный разрыв позвоночника.
Правительство утвердило таблицу выплат страховых взносов за перелом или рану, полученные в общественном транспорте.
В них на тридцати листах перечисляется, сколько стоит тот или иной вред здоровью, полученный пассажиром во время поездки на всех видах транспорта (за исключением легкового такси) или в результате аварии на опасном объекте.
Так, потеря 2-3 зубов оценивается в 5 процентов от максимальной суммы компенсации вреда здоровью, то есть в 100 тысяч рублей. Эта травма равноценна ожогам и обморожениям I-II степени площадью от 3 до 5 процентов поверхности тела. За двойной перелом одной челюсти или травматический шок заплатят 200 тысяч рублей. Перелом голени обойдется страховщикам в 240 тысяч рублей, вывих плеча - 300 тысяч. А 700 тысяч рублей станет компенсацией за потерю кисти до уровня запястья. Необратимое обезображивание лица "стоит" 800 тысяч рублей, а полный разрыв спинного мозга - 1,5 миллиона рублей. Ушиб - всего 2 тысячи.
Если у потерпевшего несколько травм разного характера, то выплаты просто суммируются.
"Утверждение "таблицы выплат" - важный и своевременный шаг, говорит президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев. Платить за травмы, полученные в пути, транспортников обязывает Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Он вступает в силу с 1 января 2013 года. Но страховщики волнуются, что не успеют подготовиться к сроку.
«С точки зрения транспортных уставов и кодексов, пассажиром является тот, кого перевозят на основании договора о перевозки. Т.е. либо он купил билет, либо его везут бесплатно, но есть некий договор перевозки. Вот это и есть пассажир. Более того, в соответствии с гражданским кодексом, заключая договор перевозки, перевозчик – на основании того, что пассажир уже заплатил за свою доставку по месту назначения, купил билет, который подтверждает перевозку – обязан довезти его своевременно на место назначения и обеспечить сохранность его жизни, здоровья и имущества – багажа. Вот как раз мы говорим о том, что в настоящее время разрабатывается закон, который будет страховать ответственность перевозчиков за жизнь, здоровье и порчу имущества. Тут получается вот какая ситуация. Пассажир свои обязанности выполнил в тот момент, когда он купил билет и сел в транспортное средство. За всё остальное отвечает перевозчик, в том числе за всё то, что происходит внутри транспортного средства с момента посадки до момента высадки. Поэтому, если даже есть какое-то внешнее воздействие – авария и так далее, – то конструкция этого нового закона предполагает, что вначале страховщик выплачивает деньги пострадавшему, а дальше обращает исковое требование на виновника. Кроме того, перевозчик уже должен знать, у кого застрахован, у кого застраховано данное транспортное средство. И пассажир, который получил травму, может уточнить у персонала, какое транспортное предприятие его обслуживает, обратиться к руководителю транспортного предприятия. Там уже стопроцентно наличие информации о том, с какой компанией заключен договор страхования», — рассказывает Кирилл Буторин, представитель «Межрегионального страхового агентства».
В основном аварии на транспорте влекут за собой механический характер травм - ушибы, переломы, сотрясения мозга. Но постановление определяет, сколько получат и те граждане, для которых трагическая поездка обернулась инвалидностью. Для I группы это 2 миллиона рублей, для II - 1,4 миллиона, для III группы - миллион рублей. Если инвалидом стал ребенок, ему положено 2 миллиона рублей.
А человеку, которому уже выплачивали деньги от страховщиков, с установлением инвалидности просто доплатят разницу. Закон об обязательном страховании пассажиров на общественном транспорте предусматривает максимальную сумму возмещения в 2 миллиона рублей. Но теперь пассажир сможет получить его не только при авариях, но даже в том случае, если, например, маршрутка или автобус резко затормозили, и человек упал. Раньше таких выплат не было. Но вот как пассажир будет доказывать, что он получил этот синяк или травму именно в автобусе или маршрутке, пока не ясно.
Справка.
Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая действует в Российской Федерации на основании Указа Президента России «Об обязательном личном страховании пассажиров». В соответствии с этим указом страхованию подлежат пассажиры, перевозимые воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом по междугородним и туристическим маршрутам. Пассажиры городского и пригородного транспорта, а также международного сообщения страхованию в обязательном порядке не подлежат. Объектом страхования выступают жизнь, здоровье пассажиров. Страховка покрывает риск смерти или получения травмы и телесных повреждений в результате несчастного случая, связанного с поездкой. Особенностью данного вида личного страхования является то, что продолжительность действия договора страхования зависит от времени, в течение которого физическое лицо пользуется тем или иным видом транспорта. Страхование начинается с момента объявления посадки в транспортное средство в пункте отправления и заканчивается в пункте прибытия в момент выхода пассажира с территории автовокзала, станции, но не более одного часа после прибытия в пункт назначения. Страхователями выступают сами пассажиры, которые уплачивают страховой взнос по обязательному личному страхованию при покупке проездного билета. Однако их интересы при оформлении данной страховой операции представляет транспортная организация-перевозчик, которая выбирает страховщика и заключает с ним договор об осуществлении данного вида страхования. Обязательным требованием к страховой компании является наличие лицензии на осуществление деятельности по страхованию пассажиров. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, признаются застрахованными без уплаты ими страхового взноса.