Прежде чем начать эту заметку, спешу особо отметить, что пожилых людей я уважаю и чту, уступаю им место в транспорте, понимаю, что «старость — не радость», что в жизни им пришлось не сладко, что пенсия у них нищенская...
Список проблем пенсионеров можно продолжать до бесконечности. Однако некоторые представители старшего поколения, как бы там ни было, вызывают у меня откровенную неприязнь. Думаю, как и у каждого человека, который выходит на улицу хоть пару раз в год.
Идея написать об этом родилась у меня в прошедшую субботу. В этот день мне необходимо было получить посылку на почте. И все бы ничего, если бы ее не доставили в почтовое отделение по моему старому адресу. А оно, надо сказать, находится чуть ли не на другом конце города. А суббота — это день, когда почта работает по сокращенному графику.
Планы встать в выходной день с утра пораньше пошли прахом. Так что, завершив первоочередные дела и навестив родителей, на почте я оказалась за 1,5 часа до ее закрытия. Очередь была воистину впечатляющей. Причем первые минут сорок она практически не продвигалась. Еще через полчаса от заветного окошка меня отделяло всего два человека. И в этот момент появилась ОНА...
Глубоко пенсионного возраста женщина ловко «вынырнула» из человеческой толпы, умудрившись усыпить бдительность изнывавших от нетерпения истеричного вида дамочек, стоявших в очереди. Распихав всех, кто стоял поблизости с окошком, старушка ловко протиснулась вперед, на ходу кинув волшебную фразу: «Мне только спросить!»
В моем представлении «только спросить» — это задать один уточняющий вопрос, внимательно выслушать ответ и смиренно встать в конец очереди. Но как бы не так! Пенсионерка завела оживленный диалог с работницей почты, просунула свое извещение и принялась терпеливо ждать, пока ей выдадут посылку.
Можете представить, как она «завела толпу» своей выходкой. Это учитывая, что до закрытия почты осталось чуть более 20 минут, а в очереди томилось еще 12 человек. Начался массовый скандал, в ходе которого старушенцию, естественно, отправили в конец очереди. Однако по лицу бабульки совсем не было видно, что она осознала свою неправоту. Ей, безусловно, казалось, что она имеет полное моральное право вести себя подобным образом.
А ведь эта же пенсионерка потом отправится прямиком на лавочку и заведет со своими подругами долгую и содержательную беседу на тему «А вот в наше время...» или «Ну и молодежь нынче пошла»... Это все прекрасно, но тогда мне интересно, откуда эта самая молодежь «пошла»?
Неужели всех этих людей воспитали волки или даже свиньи? А как же преемственность поколений, уважаемые? Разве не является одной из главнейших задач старшего поколения воспитание поколения младшего?
Опять-таки, не буду чесать всех под одну гребенку. Да, у большинства из нас были совершенно нормальные бабушки и дедушки, которые читали нам сказки, пекли пирожки и водили на прогулку. Но ведь есть и другая категория пожилых людей, выносить которых сил нет. Какой пример подают нам они?
Дурное воспитание
Очень печально, что часто приходится наблюдать следующее явление: многие пожилые люди свято уверены в том, что нормы приличия на них не распространяются. Старость — универсальное оправдание для этих граждан. Бесцеремонно и не извиняясь расталкивать людей на остановке своими сумками и пакетами, пихать руками с невнятным ворчанием впереди идущих?
Почему бы нет? Без зазрения совести и, опять-таки, без извинений оттаптывать другим пассажирам ноги. Проще некуда! А как насчет того, чтобы устроить перепалку с кондуктором из-за высокой стоимости проезда или долгого ожидания на остановке? Естественно, окружающим людям в автобусе очень нравится слушать подобные концерты.
Да что в автобусе? В очереди в поликлинике, в магазине, в Сберкассе все просто обожают занимательные истории про «иродов проклятых», которые «понаехали, понаставили, понапокупали» и т.д.
Каждый подросток для таких людей — это обязательно «малолетний наркоман». Каждая молодая и симпатичная соседка — это «проститутка», которая «водит тут своих хахалей».
Одна такая старушенция на полном серьезе заявляла на собрании собственников жилья нашего дома, что из ее подъезда «устроили бордель», а все остальные жильцы — «сутенеры». Именно поэтому, по заявлению, пожилой гражданки, к ней дети в гости не приезжали. Да, именно из-за сутенеров, а не из-за безобразного и неадекватного поведения пожилой родственницы.
Назойливость
Совершенно очевидно, что если человек достиг пенсионного возраста, он становится прав абсолютно во всем. Более того, если даже раньше он славился своими весьма сомнительными умственными способностями, то с годами он приобретает настолько безграничную мудрость, что за любые попытки переубедить его в чем-то нужно пороть розгами.
Спорить со старшими? Увольте! Они же мудрее, они же жизнь прожили... Человек любой другой возрастной категории — это и не человек вовсе. Он априори не может в чем-то разбираться, быть образованным и умным. Поэтому просто жизненно необходимо поделиться своею мудростью.
Даже если это человек, которого ты видишь в первый раз в жизни. Идет молодая мама с ребенком? Отлично. Сейчас научим ее заботиться о дитятке, одевать и кормить его, чтобы не померло с голоду. К дому подъезжает сосед на новой машине? Великолепно!
Нужно научить его правильно парковаться, а также поинтересоваться, на какие деньги он купил автомобиль (уж не наворовал ли?)
Высокомерие
Свое превосходство над «неправильной» молодежью нужно показывать открыто и не стесняясь. Однажды мне и моей подруге повстречался пожилой человек, который буквально приставал к прохожим для того, чтобы самоутвердиться.
Он курсировал по маленькой улочке, посреди бела дня привязывался к группкам девушек, идущих по своим делам, и заводил беседу. Мужчина имел подчеркнуто интеллигентный вид, да и манеры выгодно отличали его от большинства прохожих. Суть разговора сводилась к тому, что молодежь ничего не читает и не знает. Великолепное начало, не так ли?
Дальше незнакомец начинал декламировать стихи, предваряя свое выступление фразой: «Вот вы даже этого не знаете...» А дальше следовало незамысловатое стихотвореньице, вроде «Красною кистью рябина зажглась...» Цветаевой или «О доблестях, о подвигах, о славе...» Блока. Прицепился старичок и к нам с подругой. К несчастью для него, мы обе учились на филфаке, поэтому поймать нас на незнании школьной программы не получилось.
Поняв, что с нами скучно, мужчина перебежал дорогу и помчался читать Цветаеву и Блока девушке, несущей в обеих руках пакеты с покупками. Ей, перегибающейся от тяжести, конечно же, просто необходимо было именно в тот момент познать всю глубину своего невежества в области русской поэзии.
Зачем тот пожилой человек приставал к прохожим — это загадка. Возможно, ему просто было одиноко и не хватало внимания. Можно было бы даже посочувствовать ему, если бы не самоуверенность и высокомерие.
Презрение к заведенным в обществе порядкам
Для того, чтобы сделать жизнь более спокойной и безопасной, люди придумали простые правила и законы. Переходить дорогу по светофору или пешеходному переходу, например. Или цивилизованно стоять в в очереди в банк, кабинет врача и т. д. Это вещи элементарные, которые позволяют избегать конфликтов и не создавать сложностей другим людям. Однако такие условности существуют явно не для всех.
Действительно. Почему бы не выскочить на дорогу под мигающий зеленый сигнал светофора или, того хуже, под красный? Да и вообще! К черту светофор! Можно же неожиданно выпрыгнуть под колеса автомобиля в совершенно любом месте дороги! Ну и подумаешь, что в полусотне метров отсюда есть регулируемый пешеходный переход. Мы старые. Мы устали.
Успеет ли водитель затормозить? Не въедет ли в него следующий за ним автомобиль? Все это вопросы, недостойные внимания. А что? Сами виноваты! Напокупали машин, ироды проклятые, гоняют как сумасшедшие и людей давят!
Все это обыденные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. И я, честно говоря, не верю, что люди, ведущие себя подобным образом на старости лет, в молодости были хоть кем-то лучше. Причина подобных поступков вовсе не в возрасте, а в воспитании. Соответственно, какие тогда могут быть жалобы на наше поколение? Что вырастили, то и наблюдаете. При всем желании, уважать подобных людей и признавать их авторитет у меня, уж извините, не получается, сколько бы лет на этом свете они ни прожили.