Штраф для заброшенного гектара

В Переговорном пункте мы решили выяснить, помогут ли эти преобразования сельскому хозяйству.

Минсельхоз планирует значительно повысить штрафы за нецелевое использование сельскохозяйственных земель, а также упростить изъятие таких участков у недобросовестных собственников. Проект федерального закона в ближайшее время документ будет внесен в Госдуму.

Согласно документу, размер штрафов будет зависеть от кадастровой стоимости пустующей земли. Так если участок используют не по назначению, то штраф для граждан составит 2–3% от кадастровой стоимости, 4–5% — для должностных лиц и 5–6% — для юрлиц. Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных нарушениях РФ.

При этом регионы сами будут устанавливать временной отрезок, после которого можно будет начать процедуру изъятия. В законопроекте определен лишь максимум — 2 года. К слову, на сегодняшний день эти временные рамки и вовсе не установлены.

Есть в документе и другие нововведения, в частности в Налоговый Кодекс России. Так предприятие, которое не использует земельный участок по назначению, будут платить налоги по повышенным ставкам: на уровне 3% от кадастровой стоимости. Сейчас же этот показатель равняется 1,5 % от кадастровой стоимости. Добросовестные пользователи будут по-прежнему платить 0,3% от кадастра.

Смогут ли штрафы и повышенные налоги решить проблему с заброшенными сельхозземлями?

Павел Легконравов,

Директор Вятского племенного завода:

Ерунда это всё! Сельское хозяйство в России и так убыточно. Законодатели подходят к проблеме совсем не стой стороны! Чтобы земли не пустовали и сельское хозяйство поднялось на ноги, надо сделать его привлекательным: чтобы им было выгодно заниматься. Посмотрите, как дотирует иностранное правительство своих производителей: компенсации, льготы. Наши предприятия на их фоне совершенно не конкурентоспособны.

Надо все силы бросать на подъем сельского хозяйства. Сейчас же зарабатывают все вокруг, кроме сельхозтоваропроизводителей. Переработчики богатеют и уже не знают, куда деть и как спрятать свои деньги. А колхозники сводят концы с концами... В России хорошо работает одна система «купи-продай». Наглядный катализатор – в деревнях за последние годы резко снизилось поголовье скота в частном секторе. Во многом это результат завышенных требований санитарной инспекции приводящих к уничтожению рентабельности. Вы скажете, что правительство разрабатывает льготные программы? Но эти программы чаще напоминают поощрительные грамоты. Как ни крути, сельским хозяйством заниматься становится не выгодно. И пустующие земли — это лишь одно из многих-многих свидетельств его упадка.

Если сейчас отбирать их, то это означает лишить селян перспективы их освоения по мере накопления сил и средств.

Александр Кочкин,

Председатель колхоза имени Ленина:

С заброшенными землями такими мерами не справиться. Они приведут к окончательному бездействию. Все поля и сельхозугодья в запустении, у колхозников нет денег, чтобы привести их в порядок. Нет ни сил, ни средств, ни даже надобности. Посмотрите, ведь поголовье резко сократилось и у частников, и у колхозов. Зачем тогда в таком количестве земли?

Герман Бызов,

Директор Племзавода ОАО «Пижанский»:

Однозначно эти меры не решат проблему. По возможности сейчас хозяйства используют все свои земли. Но, к сожалению, речь идет о небольшом количестве земель. Репрессивными и устрашающими мерами проблему не решить. Ведь, когда кто-то не хочет, его можно заставить. А когда не можешь, то надо помогать или учить. Новое же законодательство ещё сильнее усугубляет положение селян. Селяне и так уже на исходе сил: деревни опустели и физически не хватает возможностей обрабатывать земли.

Каков размер минимальной кадастровой стоимости за 1 га земли в Кировской области?

Алла Садакова,

Заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области:

Во-первых, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не реже чем один раз в пять лет проводится государственная кадастровая оценка. В ходе проведения государственной кадастровой оценки определяется кадастровая стоимость каждого земельного участка, включенного в перечень объектов оценки. После утверждения в установленном порядке государственной кадастровой оценки ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Результаты последней государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, например, были утверждены 26.06.2012 Постановлением Правительства Кировской №158/366.

Во-вторых, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки органом кадастрового учета проводится определение кадастровой стоимости земельных участков, кадастровый учет которых был осуществлен в указанный период, а также, если в этот период произошло изменение категории земель, вида разрешенного использования либо площади земельного участка.

Величина кадастровой стоимости при этом напрямую зависит от принадлежности земельного участка к определенной категории земель, к определенному виду разрешенного использования, а также от величины площади земельного участка.

Кроме того, для определения величины кадастровой стоимости все земельные участки, отнесенные к определенной категории земель, подразделяются на оценочные группы. Для каждой оценочной группы определяется и утверждается в установленном порядке средний уровень кадастровой стоимости (средний удельный показатель кадастровой стоимости), который используется для расчета кадастровой стоимости определенного земельного участка.

Так, например, при проведении последней государственной кадастровой оценки земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения были поделены на шесть оценочных групп. К земельным участкам первой оценочной группы были отнесены, в том числе и сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокос, пастбище). Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости первой оценочной группы, утвержденное Постановлением Правительства Кировской №158/366, для Опаринского района составляет 0,59 руб./кв.м., в то время как для Вятскополянского района оно составляет 2,79 руб./кв.м., а в среднем - для Кировской области составляет 1,19 руб./кв.м.

Для наглядности приведу пример расчета кадастровой стоимости земельного участка: категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для сенокошения», площадь – 25000 кв.м., местоположение - Опаринский район.

Итак, вид разрешенного использования данного земельного участка относится к первой оценочной группе, соответственно, величина удельного показателя для первой оценочной группы в Опаринском районе составляет 0,59 руб./кв.

Далее следует умножить величину удельного показателя на величину площади земельного участка, в результате кадастровая стоимость земельного участка составит 0,59 х 25000 = 14750 рублей. 

По Вашему мнению, какой метод борьбы с неиспользуемыми землями (используемыми не по назначению) был бы максимально эффективен?

Герман Бызов,

Директор Племзавода ОАО «Пижанский»:

Уже сейчас в Кировской области проводится работа по передаче земель другим собственникам. Считаю это разумным решением. В качестве бонуса предусмотрены различные стимуляторы, которые предоставляют некоторые льготы хозяйствам.

Штрафы и налоги породят лишь официальные отказы от земель. В итоге земли как пустовали, так и будут пустовать. Проблема не будет решена. И это проблема федерального масштаба. Знаю, что в Нижегородской области, например, ситуация ещё сложнее.

Павел Легконравов,

Директор Вятского племенного завода:

Одна из причин — некомпетентные законодатели и правители. Кто находится на рабочих местах в министерствах? Выходцы из столичных университетов, не прошедшие школу реального производства. Но этого мало! Сельским хозяйством должны руководить люди, которые знают землю и животноводство не понаслышке. Тогда бы у нас не было таких глупых предложений... А у нас на руководящих местах часто сидят люди, которые видели животных только на картинках. Так что реформу сельского хозяйства нужно начинать с кадров.

Если начнут брать такие штрафы, то люди начнут бросать земли, а это самый настоящий подрыв обороноспособности и продовольственной независимости государства. Случись кризисная ситуация или война, нам нечем будет кормиться. Сельское хозяйство — это тыл и опора любой страны. Всегда и во все времена оно должно процветать и находиться в приоритете.

Александр Кочкин,

Председатель колхоза имени Ленина:

Нас надо поддерживать, а не разорять! Колхозники не хотят отказываться от земель, ведь есть надежда, что правительство начнет помогать. Но если правительство будет бичевать штрафами, то от земель придется отказаться и тогда земли перейдут в муниципалитет и уж точно останутся без дела. Например, в Подосиновском районе 80% земель заброшено! Вы только представьте, о каких масштабах идет речь!

Готовы ли сельхозпредприятия Кировской области брать в разработку новые участки? Если да, то что этому препятствует?

Павел Легконравов,

Директор Вятского племенного завода:

Нет, конечно! Новые участки — это новая дорогостоящая техника. Результат будет не настолько высок, чтобы пойти на такие риски, вложения и усилия. «Шкурка выделки не стоит». Но нельзя у них отнимать и резервные земли и уничтожать возможность перспективы их освоения.

Александр Кочкин,

Председатель колхоза имени Ленина:

В Кировской области есть лишь несколько процветающих хозяйств. Они работают со своими объемами и ресурсами, но сомневаюсь, что возьмутся за дополнительные угодья. Есть информация, что Питер интересуется севером Кировской области и, возможно, возьмет в аренду какие-то земли.

Могут ли эти ужесточения законодательства негативно отразиться на сельском хозяйстве Кировской области?

Герман Бызов,

Директор Племзавода ОАО «Пижанский»:

Селян уже ничем не удивишь и не напугаешь. Пока не поздно, селян надо от всего освобождать.

Павел Легконравов,

Директор Вятского племенного завода:

Я настроен пессимистично: эти предложения рано или поздно погубят сельское хозяйство. Штрафы будут бить по рукам. Что плохого в аренде? Предприятия сдают свою площадь в аренду, а почему колхозники не могут? Если эти деньги хоть как-то помогут им существовать, и по возможности развивать своё хозяйство, а со временем, по мере накопления средств, земля понадобится для использования при производстве сельхозпродукции.

Считаю, что такие предложения инициированы теми, кто собирается осуществить рейдерские захваты лакомых земель для коммерческой деятельности и создают механизм упрощающий эту процедуру.

Я убежден, что к сельскому хозяйству стоит относиться более внимательно и осторожно и тем более надо избегать всевозможных карательных воздействий.

Похожие материалы по теме