И вновь ОСАГО ждут изменения. Минфин разработал поправки к закону по автогражданке. Ожидается, что изменения будут приняты к концу года.
В частности, потерпевших в ДТП лишат возможности требовать со страховщика возмещения морального вреда за просрочку, занижение или за незаконный отказ в страховой выплате.
К тому же, Минфин выводит ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей». Хотя это положение закреплено постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года.
Насколько важно, чтобы ОСАГО оставалось под действием закона «О защите прав потребителей»? Какие права могут потерять автовладельцы?
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
На данный момент нормы законодательства о защите прав потребителей на взаимоотношения страховщиков и владельцев полисов ОСАГО распространяются не полностью, так как в постановлении Верховного суда разъясняется: в сфере страхования действуют только общие положения этого закона.
Искусственное снижение сферы применения закона о защите прав потребителей при помощи поправок к каким-либо конкретным законодательным актам ведет ряду ограничений прав автовладельцев. К примеру, ФЗ «О ЗПП» предусмотрено право подачи иска по местонахождению истца потребителя или освобождение от уплаты госпошлины при подаче искового заявления.
Руслан Коротаев,
Автоюрист общественной приемной «Народный адвокат»:
На самом деле это не так принципиально, потому что взыскания осуществляются не по этому закону. Взыскания чаще касаются того, что страхователям не доплачивают, так как в традициях большинства страховых компаний - уменьшение сумм ущерба автовладельцу или имуществу. Тогда автовладелец должен идти в суд, куда очень часто представители страховых компаний вообще не являются. И надо помнить, что практически во всех случаях автовладельцы взыскивают в судебном порядке недоплату со стороны страховых организаций.
Рустам Масимов,
Начальник юридического отдела Центра Юридической помощи "АвтоЮрист":
В настоящий момент решения судов в кировской области не ссылаются на закон о защите прав потребителей, а выносятся в рамках закона об ОСАГО №40ФЗ и гражданского кодекса РФ. Поэтому вряд ли это коснется прав автовладельцев.
Также потерпевшие потеряют право не платить госпошлину при обращении в суд и подавать судебные иски к страховщику по своему месту жительства - теперь их можно будет предъявлять только по месту регистрации страховой компании. Не приведет ли это к тому, что кировские автовладельцы будут реже судиться со страховыми компаниями?
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
Процессуальное законодательство предусматривает возможность подачи иска по местонахождению обособленного подразделения ответчика. Если автовладелец застраховал свою ответственность на территории Кировской области, то, скорее всего, сделал это в обособленном подразделении. По большому счету ничего не меняется.
Рустам Масимов,
Начальник юридического отдела Центра Юридической помощи "АвтоЮрист":
На территории Кировской области и до этого любой иск о взыскании недоплаты ущерба по ОСАГО со страховой компании принимался к рассмотрению только при оплате госпошлины. В части подачи искового заявления в суд оно принимается только при наличии на территории Кировской области зарегестрированного в установленом порядке обособленного подразделения то есть филиала, а у нас практически все ведущие страховые компании имеют зарегистрированные в Кировской области филиалы, так что это вряд ли как-то отразится на автовладельцах.
Руслан Коротаев,
Автоюрист общественной приемной «Народный адвокат»:
От 30 до 50% автовладельцев предпочитают не обращаться в суд и довольствоваться тем, что есть. Такая закоренелая позиция выгодна страховым компаниям. Люди считают суд крайней мерой и боятся туда обращаться. Хотя на самом деле, большинство судебных решений принимаются в пользу клиентов. Госпошлина после успешного завершения дела возвращается. И вообще, людей, настроенных на суд со страховой компанией, вряд ли остановит госпошлина. Суд возможен по месту регистрации страховой компании или ещё представительства. Если представительство СК на момент страхового случая не существует в конкретном регионе, то можно судиться дистанционно.
Мнение страховой компании: чем предлагаемые поправки могут быть выгодны автовладельцам?
Андрей Антохонов,
Директор по страхованию автогражданской ответственности ОАО СК «Альянс»:
Увеличение страховых сумм очевидно улучшит страховую защиту автовладельцев, так как стоимость автомобилей уже давно перешагнула тот порог, когда 120 тысяч хватало на ремонт в подавляющем большинстве случаев. Аналогично расходы по жизни/здоровью в других видах ответственности значительно превосходят действующие в ОСАГО лимиты. Простота оформления Европротокола также приведет к значительной экономии времени автовладельцев и разгрузит дороги от долгих пробок в результате ожидания, когда ДТП оформят в присутствии сотрудников ГИБДД.
Сейчас отношения между автовладельцами и страховщиками нельзя назвать образцовыми. Претензии имеются и у тех, и других. На Ваш взгляд, сегодняшние поправки предлагаемые Минфином урегулируют эту ситуацию или лишь усугубят ее?
Рустам Масимов,
Начальник юридического отдела Центра Юридической помощи "АвтоЮрист":
Если будет массовое направление пострадавших клиентов по ОСАГО на ремонт, то только улучшит взаимоотношение страховщиков и автовладельцев и уменьшит количество исков. Вопрос: смогут ли наши "официальные" сервисы качественно справиться с тем объемом работы, который им предстоит, так как претензии к качеству работ так же встречаются сплошь и рядом. А так у пострадавшего по ОСАГО останется оба варианта получения страхового возмещения: или натуральный — ремонт по направлению в согласованном с пострадавшим сервисе, правда, с которым у страховщика есть договорные отношения, или денежный — получение страхового возмещения наличными через кассу страховщика или на банковские реквизиты указанные клиентом.
Руслан Коротаев,
Автоюрист общественной приемной «Народный адвокат»:
Пока изменения находятся на уровне предложений, нельзя говорить о каких-то результатах. Но в целом — тенденция положительная. Рынок страхования в России вообще далек от идеала. Если мы посмотрим на ту же Европу, то увидим, как там работают страховые компании: они без судов выплачивают огромные деньги своим пострадавшим клиентам.
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
Хотелось бы выслушать претензии страховых компаний к автовладельцам на фоне того, что более, чем в 90% страховых случаев, страховщики занижают суммы выплат. На мой взгляд, на территории Кировской области поправки Минфина кардинальным образом ничего не изменят.
Остается спорным вопрос о повышении стоимости ОСАГО. Дело в том, что поправки Минфина увеличивают лимиты выплат пострадавшим в ДТП.
«На первом этапе через три месяца после вступления закона в силу будут увеличены лимиты выплат в части причинения вреда имуществу потерпевших со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей. Через год планируется увеличить лимиты выплат в части причинения вреда жизни и здоровью со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей", - отметил представитель Минфина в интервью ИА «Прайм».
Страховщики уже представили свои оценки: страховые тарифы на первом этапе должны вырасти на 30%, а на втором этапе еще – на 20%.
На Ваш взгляд, стоит ли ожидать реального удорожания полиса ОСАГО?
Андрей Антохонов,
Директор по страхованию автогражданской ответственности ОАО СК «Альянс»:
При принятии данных поправок увеличение стоимости ОСАГО стоит ожидать однозначно. Увеличение страховых сумм, лимита по Европротоколу и некоторые другие поправки в Законе увеличат объем выплат, причем и по жизни/здоровью, и по имуществу в значительном размере.
Рустам Масимов,
Начальник юридического отдела Центра Юридической помощи "АвтоЮрист":
Думаем, что этот вопрос все-таки находится в компетенции законотворцев, но на переходный период рассматривается два варианта полисов. Дешевых - со старыми тарифами и суммой страхового возмещения, действующей сейчас, и дорогой - с увеличенной страховой суммой, то есть лимитом ответственности страховщика. Поэтому каждый из клиентов вправе выбрать для себя или дорогой полис с новой страховой суммой, или дешевый со старой низкой страховой суммой, но при этом многие из клиентов уже давно оформляют к полисам ОСАГО полис Добровольной автограждансой ответственности со страховой суммой от 300 000 рублей до 3 000 000 рублей, особенно это актуально для грузовых автомобилей и начинающих водителей.
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
Если даже сейчас, при действующих тарифах, страховщики в один голос заявляют об убыточности такого направления как ОСАГО, то с увеличением лимитов страховых сумм удорожание стоимости ОСАГО неизбежно.
Руслан Коротаев,
Автоюрист общественной приемной «Народный адвокат»:
Думаю, что повышение цен будет, но достаточно плавное и постепенное. Хорошо, если лимиты повысят. Большинство россиян ездит на новых автомобилях, в том числе на иномарках, поэтому 120 тысяч — это недостаточная сумма на сегодняшний день. Хорошо, если увеличат суммы выплат за причинение вреда жизни и здоровью хотя бы до 500 тысяч, но и эта компенсация за жизнь человека, пострадавшего в ДТП, мала.