Джаз-модерн появился на западе на рубеже 19-20 столетия. Это направление было революцией в мире танца. Освобожденный от всяческих условностей, поражающий своей экспрессией и выразительностью, танец покорял весь мир. Сегодня в России и в мире это очень популярное направление, которое развиваясь все более и более «отпочковывает» другие танцевальные направления, такие как соматик, contemporary dance и др. У этого танца есть две основных составляющие: это техника и эмоциональность. Предлагаю вам прямо сейчас пройти краткий курс обучения этому танцу.
Во-первых, необходимо знать основные принципы джаз-модерна: научиться основам джаз-модерна не так важно, как важно научиться не препятствовать танцу, выражению ваших эмоций и чувств через движения.
Во-вторых, это использование в танце так называемой позы «коллапса». В балете все тело стремится наверх, позвоночник представляет собой несгибаемую ось, в джаз-модерне, наоборот, все тело расслаблено. И поза коллапса тому подтверждение. Это положение тела, когда колени расслаблены, тело согнуто, голова и торс немного наклонены вперед. Новичку очень важно на этом этапе научиться расслаблять свой позвоночник.
В-третьих, это приемы изоляции и полицентрии. Изоляция и полицентрия - основа основ всего джаз-модерна. Изоляция - это основной прием, когда мы представляем, что наше тело состоит из отдельных частей центров: голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, тазобедренная часть, руки, ноги. Руки и ноги в свою очередь также состоят из частей: кисти, предплечья, стопы и голеностопы. Все эти части могут двигаться независимо друг от друга. В этом и заключается принцип полицентрии. Начинающему танцору это покажется довольно сложно, но на самом деле главное -концентрация на движении.
В-четвертых, это принцип полиметрии. В джаз-модерне разные части тела могут двигаться не только в различных направлениях, но и в разном ритме. Музыка, под которую выполняется джаз-модерн, очень сложна ритмически. В связи с этим у танцора могут появляться нечетные ритмы, которые так не характерны для балета.
В-пятых, существует такое понятие, как мультипликация. Оно также связано с ритмом. Оно означает расклад ритма на составляющие. Действие этого принципа можно рассмотреть на примере шага. Шаг предполагает не только движение, которое связано с перемещением в пространстве, но и перенос веса с одной ноги на другую. При мультипликации во время шага выполняется несколько движений, но только одно из них связано с переносом веса.
Еще одним важным понятием является понятие координации. На первый взгляд здесь все понятно. Но опять же не все так просто. Она осуществляется двумя способами: параллелизмом и оппозицией. Параллелизм - движение нескольких центров в одном направлении (например, голова и тазобедренная часть вперед-назад). Оппозиция — движения в противоположных направлениях (например, голова вперед, тазобедренная часть -назад).
Далее — это сжатие и расширение (contraction и release). Contraction — сжатие, которое достигается при помощи мышц тела. Release - это расширение в пространстве. Эти приему тесно связаны с дыханием: сжатие происходит на выдохе, а расширение - на вдохе.
И последним, немаловажным принципом, является использование уровней. Уровень определяется как положение тела относительно пола. Основные виды уровней: сидя, стоя, лежа, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях. Существует еще несколько уровней, среди них: положение в шпагате, березка, мостик, колесо.
Что касается позиции ног, то здесь существует два варианта: параллельная постановка ног и выворотная позиция (как в балете). Положение рук в отличие от балета приобретает параллельность и прямоту линий вместо округлых рук балета.
Джаз-модерн — это отказ от стандартов, изменение мировоззрения, новый язык движений. Заниматься джаз-модерном можно и в домашних условиях, по видеоурокам, но лучше довериться профессионалам. Изначально вы будете развивать гибкость, растяжку, вырабатывать чувство ритма, а затем приступите к более сложному: импровизации и хореографии.
Джаз-модерн сегодня - это прекрасный шанс проявить себя, отказываясь от стереотипов и создавая новое через движения и эмоции.