Учимся играть в шахматы

Все мы помним, как герой знаменитой книги И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" Остап Бендер играл в шахматы. "Шахматы!" - говорил Остап. - Знаете ли вы, что такое шахматы. Они двигают вперед не только культуру, но и экономику!" Такими словами великий комбинатор начинал свой шахматный турнир. Великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни. Играя в шахматы, Бендер проигрывает всем, и игроки организуют погоню.  Чтобы не попасть впросак, как Остап Бендер, мы предлагаем вам научиться основам игры в шахматы.

Шахматы - игра для интеллектуалов. Она сочетает в себе и спортивный азарт, и искусство (в частности композицию шахмат), и науку (без основ логики и теорий вероятности в шахматах никуда).

А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда пошла эта игра? Слово «шахматы» родом из Персии (буквально означает шах — король, мат - умер). Но зародилась эта игра в Индии примерно в 6 веке до н.э. и носила название чатуранга. Затем шахматы переместились на Арабский Восток, в страны Африки и Европы. Безусловно, кочуя и распространяясь по всему миру, шахматы утрачивали некоторые правила и приобретали новые.

Основы игры

На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще, как просто переставлять деревянные фигурки по полю, но на самом деле эта игра требует внимания, усидчивости, а также хорошей памяти и просчета ходов.

Вы спросите, а сколько игроков может играть в шахматы?

В принципе ограничений здесь нет никаких, если, конечно, это не чемпионат мира по шахматам. В шахматы можно играть как двум игрокам, так и группе игроков. Что интересно, может быть комбинация один против группы людей.

Шахматная доска представляет собой поверхность, размеченную черно-белыми квадратами. Белые фигуры стоят на первой и второй горизонтали, а черные-на 7 и 8. Набор шахмат состоит из 32 фигур: 16 черных и 16 белых. Среди фигур имеются король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

Новичку необходимо сначала выучить, какая фигура куда ходит, а каждая фигура на шахматной доске ходит по-своему.

Например, король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали и диагонали.

Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.

Слон ходит на любое расстояние по диагонали.

У коня особый ход — он ходит на расстояние 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали (мысленно получается буква «Г»). Это единственная фигура, которая может «перепрыгивать», не смотря на рядом стоящие фигуры. То есть ничья фигура не может помешать ходу коня.

Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия - по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данном поле не сделала ходов, то она может сделать ход на два шага вперед без взятия. Если пешка достигла края поля соперника, то ее нужно заменить на любую другую фигуру (кроме короля).

Теперь давайте обратимся к основным терминам этой игры.

Есть такой термин, как битое поле — это поле, в котором при своем ходе фигура соперника могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру.

Кроме того, есть два специальных хода: это рокировка и взятие на проходе.

Рокировка — это ситуация, когда король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то они за один ход могут поменяться местами, то есть рокироваться. При рокировке король сдвигается на две клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля.

На первый взгляд все просто, но есть несколько ограничений: рокировка невозможна в нескольких случаях, а именно, когда между ладьей и королем стоит какая-либо фигура, когда король или ладья уже ходили, если полю на котором стоит король, или полю, которое он будет пересекать или полю, на которое он будет должен встать угрожает какая-либо из фигур. Рокировка — это прежде всего ход короля, а не ладьи.

Второй специальный ход - это взятие на проходе заключается в следующем: пешка, совершающая свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки соперника ответным ходом она взята пешкой противника. Взятие на проходе допустимо только в ответ на «длинный» ход пешки.

Суть шахмат заключается в том, чтобы поставить сопернику мат. Король, который находится в битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король станет под шахом, значит дать шах королю. Ходы, после которого король сделавший ход остается под шахом или оказывается под шахом, запрещены.

Мат — это ситуация, когда король находится под шахом и игрок не может найти ни одного хода, который устранил бы этот шах. Этот игрок называется игроком, получившим мат. А тот кто его поставил, называется поставивший мат.

Пат — ситуация, когда игрок не может сделать хода при своей очереди, но король не находится под шахом

Исход игры

Здесь, может быть несколько вариантов, как и в любой другой игре, есть случаи выигрыша-проигрыша и случай ничьи. Давайте посмотрим эти условия.

Случаи выигрыша: игрок, поставивший мат, считается выигравшим, или когда один из игроков сдался. А вот ничья фиксируется в случаях пата,когда игроки согласились на ничью, ни у одной из сторон нет фигур, которые могли бы поставить мат, троекратное повторение одной и той же позиции или оба игрока сделали последние 50 ходов без взятия и без хода пешкой.

Как видно, шахматы — игра непростая, требующая таких качеств, как усидчивость, спокойствие, навыков логического мышления, дальновидности, просчета всевозможных ходов.  Кстати, игра в шахматы это один из способов развития логики.

Photo by Jani Kaasinen on Unsplash

Похожие материалы по теме