Законодатели предлагают штрафовать лихачей, которые могут создать аварийную ситуацию на дороге. Сейчас рассматриваются поправки в ПДД, где определяется, что же можно счесть агрессивным методом вождения.
Чиновники решают, какой же стиль вождения считать агрессивным.
В разработанном документе говорится, что под агрессивным вождением понимается «неоднократное опасное маневрирование и опасное перестроение по полосам в нарушение Правил дорожного движения», «неоднократное резкое торможение», а также «создание искусственных помех для других участников движения». Кроме того, наказывать можно будет и за отсутствие дистанции с идущим впереди автомобилем с призывом уступить дорогу.
В ближайшее время рабочая группа четко пропишет, что же должно входить в понятие «агрессивной езды».
Интересно, что еще весной законодатели рассматривали законопроект о наказании за лихачество. Но тогда документ не утвердили по нескольким причинам. Во-первых, в российском законодательстве нет такого термина как «агрессивное вождение». Зато есть статьи 12.14 «Нарушение правил маневрирования» и 12.15 «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона», которые уже устанавливают ответственность за нарушение правил обгона. Не исключено, что в скором будущем составляющие агрессии на дороге изменятся. Во-вторых, штрафная санкция за агрессивную езду может нести в себе коррупционную составляющую — общие и расплывчатые формулировки каждый может истолковать так, как ему удобнее.
Эксперты: расплывчатые формулировки дают простор для коррупции.
«С одной стороны под «агрессивным методом вождения» можно понять резкие маневры, частое перестроение из одного ряда в другой, подрезание авто, кто-то впереди набирает скорость и сразу тормозит — всё это может привести к ДПТ, причем виновником может быть признан не тот, кто агрессивно ведет машину, а тот, кого, допустим, подрезали. Но с другой стороны, человек может сигналить впереди идущему авто, чтобы тот уступил дорогу, светить фарами, возможно, что-то выкрикивать. Это ведь тоже отвлекающий фактор, который может привести к аварии. Большой вопрос, как все это четко прописать, - рассуждает Владимир Росляков, менеджер кировского авторынка. - Сейчас речь идет о достаточно высоких штрафах за агрессивную езду, но, возможно, они позволят повысить культуру вождения».
Однако есть и те, кто говорит, что термин «агрессивный метод езды» в принципе нельзя прописать четко, в любом случае останутся размытые формулировки. Так по словам Виктора Травина, президента Коллегии правовой защиты автовладельцев, из-за отсутствия четкого понятия появится новая «коррупционная статья для пополнения бюджета сотрудников ДПС». Эксперт добавляет, что за агрессию в крайнем случае можно принять и перекошенное лицо водителя.