Каждое утро владелец красного спорткупе Mazda RX-8, бросая свою машину на обочине одной из самых оживленных московских магистралей, снимает с нее оба номера. Каждый вечер он прикручивает их на место и уезжает вслед за своими коллегами, которые уже отлепили черный скотч и сняли небрежно наброшенные платочки с государственных номеров собственных автомобилей. День прошел удачно: ни одну машину не утащил эвакуатор, а нехитрые водительские уловки скорее всего помешали системе видеофиксации нарушений «Паркон» идентифицировать владельцев неправильно припаркованных автомобилей и наказать их штрафом в 3000 рублей.
Нешуточное увлечение российских властей уличной видеосъемкой запоздало на пару десятков лет — именно столько работают дорожные камеры, например, в Великобритании. Наши управленцы продолжают идти против мирового тренда: в Москве будут установлены 300 дополнительных видеокамер, а в Лондоне устройства как раз демонтируют. Из 754 приборов слежения за трафиком в Лондоне уже сегодня выключены 565 устройств. Официальная причина для послаблений в видеоконтроле политическая — дорожная полиция решила улучшить свой имидж и заявила об «окончании войны с водителями».
В России боевые действия только начинаются, и победить в них, спрятав в багажник номера, вряд ли получится. В конце концов существует масса альтернативных способов узнать, чья машина стоит третьим рядом и является причиной многокилометровой пробки.
Отсутствие номеров — не проблема, ведь у большинства современных автомобилей под лобовым стеклом находится VIN-номер, идентифицирующий ТС даже надежнее, чем госномер.
Достаточно создать парковочную полицию, сотрудники которой будут патрулировать вверенные ей участки пешком, на велосипедах, мотоциклах или, на парижский манер, на роликах.
За владельцами дорогих иномарок следить еще удобнее. Многие машины дороже определенной суммы — скажем, полутора миллионов рублей, — по умолчанию оборудуются GPS-трекером, причем владельцу не обязательно самому активировать устройство: в случае чрезвычайной ситуации или по просьбе властей компания, установившая охранную систему, может «разбудить» прибор дистанционно и получить исчерпывающие данные о местонахождении автомобиля. Создать универсальное считывающее устройство, способное допросить встроенную сигнализацию с помощью секретного полицейского ключа к ней, скорее всего тоже совсем несложно.
Планы западной дорожной полиции еще более амбициозны. Отказавшись от точечного видеонаблюдения, англичане решили разворачивать целые сети связанных друг с другом камер на дорожных участках, где соблюдение скоростного режима критически важно — например, около школ. Контролирующий видеокамеры компьютер отслеживает изменение скорости каждого проезжающего автомобиля и вычисляет его среднюю скорость, которая и сравнивается с дозволенной.
Для любителей поездить на старой резине или шинах, не соответствующих сезону, тоже готовится сюрприз: в асфальт будут закатываться лазерные дальномеры, способные измерить глубину протектора проезжающих автомобилей, и камеры, фотографирующие номера нарушителей.
Впрочем, наиболее футуристическую систему контроля сейчас готовят к установке в американских аэропортах. Это лазерный спектрометр, который на молекулярном уровне сканирует тело, одежду и вещи пассажиров на расстоянии до 50 метров, обнаруживая малейшие следы взрывоопасных или запрещенных наркотических веществ, количество адреналина в крови. Поэтому обнаружить пьяного водителя для такого устройства не сложнее, чем прочитать государственный номер автомобиля сквозь полоску темного скотча.
Автор — продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»