С 1 февраля 2013 года в России изменятся правила сдачи экзаменов на водительские права. Уже сейчас на сайте МВД опубликован проект административного регламента по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских прав. Специалисты отмечают, что изменения законодательства ужесточат теорию, а не практику, которая так необходима на дорогах.
Совершить ошибку не удастся безнаказанно.
Право на две ошибке в тесте у будущих водителей забирают. Такое новшество вносят законодатели. Хотя как таковую ошибку допустить и можно, но взамен программа даст еще пять дополнительных вопросов, ответить на которые нужно правильно.
Кроме того, на теорию дадут меньше времени. Если сейчас обучающимся на тестовые задания дается 4-5 часов, а после 1 февраля время сдачи сократится до 3,5 часов.
Есть изменения и в практической части. Так инструктор не сможет выбирать 3 задания на автодроме из пяти. Все будут сдавать четыре упражнения: «остановка и начало движения на подъеме», «параллельная парковка задним ходом», «поворот на 90 градусов» и «разворот и парковка». «Змейку» же будут сдавать только те, кто хочет получить права на управление мотоциклом.
Экзамен в городе законодатели решили не изменять. Здесь как и всегда инспектор будет смотреть, как начинающий водитель умеет проезжать нерегулируемые перекрестки, пропускать пешеходов, обгонять другие авто и парковаться.
Авторы документа придерживаются мнения: чем строже будущих водителей учить в автошколе, тем меньше ДТП будет на дорогах. Однако эксперты с таким утверждением не соглашаются.
«Никакой связи между качеством обучения и количеством ДТП нет, - категорично заявил журналистам федеральных изданий Виктор Травин, Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. – Дело не в том, хорошо отучился человек или нет. Обучение не дает уверенности на дороге, оно дает возможность сдать экзамены. ГИБДД тоже не учит безопасному управлению и молниеносной реакции. Нормы вождения, которым обучают людей, мало соответствуют реалиям на дорогах, здесь свои правила, и сложились они в некотором отличии от ПДД и норм, установленных правительством».
«Я соглашусь, что качество обучения в автошколах сейчас оставляет желать лучшего. Начинающий водитель выходит с правами, но на дороге себя чувствует очень неуверенно. Но связывать это напрямую с большим количеством ДТП на дорогах я бы не стал. Здесь 50 на 50: частично, конечно, в авариях бывают виновны начинающие водители, другая часть приходится на халатность более опытных водителей, - говорит Владимир Росляков, менеджер кировского авторынка. - Бывает, что начинающие водители просят меня поучить, еще раз потренироваться с ними на дороге. При этом большинству людей сложно даются движение задним ходом и парковка. Все это говорит о том, что не хватает практики, которой в автошколе недостаточно».
«Автошколы у нас слабоваты по части водительского мастерства, чтобы людей действительно обучали. Получается, что деньги содрали, дали проехаться по городу 10 минут, права выдали — а дальше как хочешь. Практики должно быть намного больше, потому что не понимает человек, где он находится, что средство передвижения требует концентрированного внимания, плюсом сильное волнение. Конечно, в аварийных ситуация на дорогах виноваты не только начинающие водители. Но и благодаря новоиспеченным водителям, которые на светофоре не могут вовремя тронутся, аварийность в Кирове очень сильно выросла. Нужно больше практики, особенно в часы пик», - говорит Станислав Петухов, директор такси «Трансавто».
При этом принимать экзамены смогут только в ГИБДД, автошколы решили исключить из цепочки, посчитав такую составляющую коррупционной. Специалисты предполагают, что за ходом экзамена будет следить видеокамера, установят их как раз в машинах ГИБДД. Таким образом, у несогласных с решением экзаменатора будет возможность оспорить решение о провале практической части экзамена.