Уровень успеваемости в школе в первую очередь зависит от состояния здоровья ребенка. К особенностям школьного обучения можно отнести то, что к определенному возрасту ребенок обязательно должен достигнуть нужных результатов. Это условие зачастую давит на школьника, порождая стрессовые ситуации, психическую неуравновешенность, нервозность. В итоге у ребенка исчезает желание учиться и стремление делать это хорошо.
Основные принципы технологии В. Ф. Базарного
1. Главным отличием учебного процесса по Базарному является регулярная смена динамических поз. Для этого используется специально предназначенная мебель: парты и конторки, столешница которых имеет небольшой наклон. Одну часть урока ученик должен сидеть, как обычно, за партой, а вторую часть — стоять за конторкой. Благодаря такому методу позвоночник и осанка укрепляются и развиваются правильно, без нарушений.
2. На уроке для разминок используются специальные схемы зрительных траекторий, которые располагаются на потолке, а также офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». В упражнениях отлично сочетаются движение глазами, головой, корпусом, которые необходимо выполнять стоя. Такие занятия наполняют организм бодростью и активностью и в результате развиваются чувства координации, навыки быстрого реагирования. Эти полезные упражнения займут не более 3-4 минут от урока.
3. Использование специально разработанного метода «Экологический букварь». Это своего рода панно, которое располагается на одной из стен класса и изображает местность, уходящую в бесконечность. На таком панно при помощи использования манекенов и карточек отражается сюжет каждого урока. «Экологический букварь» - бескнижное обучение школьников, обеспечивающее развитие творческого воображения, правильное восприятие мира.
4. Особенность учебного процесса по Базарному заключается в том, что на уроках активно используется наглядный учебный материал, выполнение заданий по которому активизирует учеников. В качестве материалов выступают подвижные «сенсорные кресты», карточки с разнообразными заданиями.
5. Дети пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. Для того, чтобы школьники овладели навыками письма, используются специальные каллиграфические прописи. Именно такое письмо позволяет формироваться художественным способностям, развиваться психомоторной системе. Только после получения подобных навыков школьники начинают овладевать буквенным письмом.
6. Дети вместе с учителями, со своими родителями учатся создавать в соответствии с законами искусства и рукотворчества окружающую среду.
7. Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.
8. Мальчики и девочки учатся отдельно, так как их развитие происходит по-разному, да и дисциплина на уроках от этого во многом улучшается.
Те образовательные учреждения, которые работают по методике В. Ф. Базарного, регулярно проводят экспресс-тесты, позволяющие выявить результаты развития учеников: зрение, осанка, творческое развитие, воображение, нервная система и т.д. В целом, технология по В. Ф. Базарному эффективно помогает решить проблему ухудшения здоровья в процессе обучения.