Год спустя — а воз и ныне там: 1001 вариант как усмирить таксистов-нелегалов - да всё не получается

Скоро год, как закон «О такси» вступил в силу. Казалось бы, ситуация начинает переходить в правовое русло. Ведь на сегодняшний день в реестре такси по Кировской области зарегистрировано 2100 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере перевозок. Владельцы таксопарков обзавелись «шашечками», таксометрами и прочими необходимыми атрибутами. Все в соответствии с законом. Правда, остается одно значительное «но». Нелегалов на дороге слишком много.

Скоро год, как закон «О такси» вступил в силу. Казалось бы, ситуация начинает переходить в правовое русло. Ведь на сегодняшний день в реестре такси по Кировской области зарегистрировано 2100 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере перевозок. Владельцы таксопарков обзавелись «шашечками», таксометрами и прочими необходимыми атрибутами. Все в соответствии с законом. Правда, остается одно значительное «но». Нелегалов на дороге слишком много.

Простая арифметика

Кировские эксперты не могут с точностью сказать, сколько же в нашем регионе таксистов в общей сложности. Департамент дорожного хозяйства и транспорта отталкивается от цифры 4000 машин. Часть из них постоянно работает в такси, другие «бомбят» время от времени.

«Сосчитать это очень сложно. Однако если только в такси 700 устраиваются и им присваивают номер больше4000, то можно говорить о том, что количество таксистов на всю область (которые приводит Департамент) работают только в областном центре. На мой взгляд, более реальные цифры по региону — порядка 8000 таксистов», - рассуждает Сергей Хохлов, директор одного из кировских такси.

Как ни крути, остается еще достаточно много «нелегалов» (от 2000 до 6000 машин). С ними сейчас ведут если не войну, то борьбу легальные перевозчики. В ход пошли и законодательные инициативы.

«Настолько сложно законодательство, связанное с регулированием деятельностью такси, втирается в жизнь, что вступает в силу такое количество дополнений, изменений, законодательных инициатив..., - признает Алексей Кузнецов, начальник отдела транспортного контроля Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области. - Вопросов, касающихся регулирования деятельности такси, все еще очень много, но есть некоторые рычаги, которые бы позволили серьезно повлиять на нелегальных таксистов, например, выделение мест под стоянку легального такси».

Война за места

Традиционно сложилось, что перевозчики, которые не числятся в таксомоторных компаниях, находят своих клиентов, объезжая Киров в поисках поднятой руки или паркуясь на остановках общественного транспорта. Поэтому появилось предложение закрепить эти места за таксомоторными компаниями. Легальные перевозчики и не против, если стоимость аренды земли будет в пределах понимания.

Вот ориентировочный список стоянок для такси (здесь 147 машиномест):

19 в Нововятском районе, 39 в Первомайском, на Октябрьский и Ленинский районы рассчитано 44 и 45 мест соответственно.

К примеру, в Ленинском районе города 3 машины смогут остановиться у входа на территорию парка им.Кирова со стороны улицы Горького, около кинотетра «Дружба», клуба «Аура» на ЮЗР, ЦУМа. Парковки на 5 мест рассчитаны на ипподроме около ТЦ «Мирный», у Коневского рынка и гостиницы «Интурист», а также на улице Комсомольской. Стоянка для 10 машин предусмотрена на привокзальной площади.

Таксисты не отрицают: стоянки как таковые нужны. Люди подходят с остановок, садятся и едут. Но кто будет контролировать их, определять ценовую политику и охранять, чтобы под знаком «Остановка такси» останавливались только официальные перевозчики?

«Еще в бытность, когда в Кирове был только один муниципальный таксопарк, выдали порядка 20 паспортов на земельные участки, а деньги уже то время просили очень большие. Если городской бюджет будет выделять на это деньги, то он будет просить аренду. Я лично на это не соглашусь», - рассуждает Станислав Петухов, директор компании «Трансавто».

Пока вопрос финансирования и обустройства стоянок обсуждается. В частности рассматривается вариант, что город выделяет участки для стоянок, а их обслуживанием займется профессиональное сообщество в лице Гильдии перевозчиков такси.

Законодатели говорят, что окончательное решение о необходимости отдельных стоянок для такси будет принято только в середине августа. Отметим, что только возможность обсуждают уже несколько месяцев.

"Не хочу я быть легальным..."

Впрочем, из личных наблюдений скажу, что сейчас практически не встретить нелегального таксиста на какой-либо стоянке или парковке. Стоят машины, у которых есть все опознавательные атрибуты такси, плюс соответствующие документы. Не говорю про всех, но в большинстве случаев получается именно так. С незарегистрированным таксистом можно проехать, только если поднять руку на дороге. По Кирову они курсируют регулярно, так что "поймать и поехать" проблем не вызывает.

Участники рынка объясняют, что сейчас остановки действительно «ослабли», также как и сами таксомоторные компании.

«С народом что-то происходит. Возможно, наша профессия стала непрестижной, после того, как потребовали организовать ИП, купить таксометр и прописали штрафы, возможно, люди разбежались и, соответственно, фирмы ослабли. Если раньше у каждого было за 100 машин, то сейчас у некоторых и 50 не наберется. По крупицам начинают собираться вновь. Да и частники сейчас так или иначе все равно напуганы. Возьмем допустим, ж/д вокзал. Они все хотят куда-то лишь бы «приколотиться». Их 15 человек, ж/д вокзалу они платят 2750 и тоже хотят получать разрешение», - рассказывает один из экспертов.

А может, штрафы повысить?

Федеральные законодатели обратили внимание на один из самых излюбленных методов борьбы с нарушителями — увеличение штрафов. Самое интересное, что изначально в законе прописали более высокие штрафы для тех таксистов, кто уже получил разрешение.

Минтранс уже подготовил поправки в КоАП, чтобы таксистов-частников (физических лиц) штрафовали также, как и юридических. То есть вместо 5 тысяч рублей они должны будут заплатить в 3-5 раз, а то и в 10 больше.

К примеру, максимальный штраф для юр.лиц за то, что на борту машины нет "шашечек", а на крыше — фонаря, необходимо заплатить 50 тысяч рублей. Штраф в 30 тысяч рублей придется платить, если водитель забудет выдать пассажирам чек или квитанцию. А вот частники за эти нарушения заплатят 10 тысяч рублей.

«В первую очередь нужно вести борьбу и штрафовать тех водителей, которые стоят на стоянках. Они просто обирают народ, за одну поездку они берут 150-200 рублей.«Бомбил» штрафовать сразу! Во-первых, незаконное предпринимательство (специальная статья есть) — ты обираешь народ, не платя государству ни копейки. Если так будут делать, то и по радио объявлять необязательно, они сами между собой новость распространят по всему городу: «Начали штрафовать, описывать... Я больше не поеду!». А уже после этого браться за таксистов, смотреть разрешение и так далее. Есть разрешение, значит, он взял частное предпринимательство, и уже 6 тысяч рублей в квАртал платит государству. Но не обязательно штрафовать и сильно наказывать, когда у работника такси есть разрешение, но нет фонаря на крыше машины. Можно его предупредить и напомнить, что в машине, согласно законодательству, должно быть фонарь, таксометр и так далее. Раз взял ИП, то уже понятно, что человек порядочный и исправится», - говорят таксисты.

Сами участники рынка уверены, если придется платить такие суммы, то многим фирмам придется уйти из бизнеса.

«В тот момент, когда государство пытается привлечь «бомбил»-частников в официальное такси льготами по налогам и парковкам, Минтранс создает закон, который закрутит все гайки, отпугнет перевозчиков и заставит их вернуться в тень», — возмущается Виктор Травин, президент Коллегии защиты автовладельцев, добавляя, что, даже остановив машину без «шашечек», практически невозможно доказать, что водитель занимается коммерческой деятельностью.

А может, штрафовать диспетчеров?

Такое необычное решение проблемы предлагают зарегистрированные таксисты Кирова. Предполагается штрафовать на внушительные суммы тех диспетчеров, кто рискнет передать заявку незарегистрированному таксисту. На юридическом языке это значит, что понятие «службы такси» будет приравнено по мере ответственности к понятию «перевозчика». Получается, что диспетчерам предлагают проходить лицензирование.

Что касается штрафов, то диспетчер должен будет заплатить 1000 рублей за передачу одного заказа, должностное лицо получит штраф на 10 тысяч рублей, а организация — на 30 тысяч рублей.

Дело в том, что таксисты-нелегалы очень плотно сотрудничают с информационными службами по заказам Кирова и отбирают заказы у легальные перевозчиков. «У нас 30 % перевозок с кировского вокзала производят нелегальные

 перевозчики, которые вылавливают людей с поездов, и за слишком большие деньги отвозят пассажиров до места назначения. Например, направление в город Уфа (до Кирова люди едут на поезде, а дальше можно только на автомобиле). Этим и воспользовались нелегальные перевозчики. Машины с вокзала уходят вереницами, потому что очень много людей отправляются на вахту», - рассказывает Павел Иванцов, администратор такси «Другое».

Однако инициатива таксистов, как говорится, застряла на уровне законодателей. Сначала кировские чиновники идею поддержали, но сейчас уже не считают ее разумной.

«Когда только начался процесс, я также рассматривал этот вопрос и склонялся в сторону введения службы такси. Но сейчас, честно признаюсь, что в какой-то степени поменял свою точку зрения. Юридически я не считаю этот формат совсем правильным, - рассуждает Юрий Исупов, вице-президент Вятской ТПП, член ОЗС. - Службы заказа такси как правило оказывают информационную услугу: передаёт информацию об интересе одной стороны другой. А получать на это разрешение, тем более лицензировать, не совсем правильно с точки зрения логики общего процесса. К примеру, в газете дают объявление о продаже машины, но СМИ не знает и не проверяет хорошая она или плохая, битая, угнанная и так далее. Это также информационная услуга. Наша беда, что мы иногда стремимся выстроить процессы так, чтобы правоохранительные органы стояли на месте, мимо них проходили все потоки, а они стояли бы и проверяли документы. Наверно, так проще жить контролирующим органам. Грубо говоря, «Ребята, по вашему заказу приехал нелегальный таксист и мы вас сразу наказываем». Должна быть общая логика борьбы с нелегальными таксистами, должен действовать целый комплекс мер, который не приводил бы к созданию 

новых административных барьеров в сфере предпринимательства. Поэтому я не совсем согласен с тем, что нужно «вешать» ответственность на службу такси за того, кого они посылают».

Тогда будем ловить за руку!

Есть идея и ловить нелегалов за руку на месте нарушения. То есть организовать контрольные закупки, когдаконтролирующие органы на месте смогут задокументировать работу нелегальных перевозчиков. Законодатели вроде бы и не против, но решили взять паузу в решении вопроса незарегистрированных таксистов.

А если снизить цены...?

Зачастую конкуренция идет не в качестве услуг, даже не в скорости и комфорте, а в цене. Как можно запретить людям пользоваться услугой нелегального таксиста, если у него дешевле?

Кстати, в Москве уже придумали, как бороться с этой бедой. Сделали цены поездки ниже, но только для тех, которые не слишком большие по расстоянию. Ведь сейчас в столице километраж не имеет значения, только за подачу машины перевозчик берет порядка 350 рублей.

Теперь хотят создать формат такси, который будет специализироваться непосредственно на небольших расстояниях. При этом начальная стоимость будет начинаться от 100 рублей. Согласитесь, для Москвы цифра неожиданная. Говорят, что система начнет действовать буквально через несколько месяцев.

Наверно, сразу возникает вопрос: и как это поможет бороться с нелегалами? Здесь тоже все просто. Будет много желающих ездить за небольшую плату. Соответственно, легальным компаниям нужно будет в разы больше таксистов — вот и возьмут на работу нелегалов.

Так сказать, заглянут в резерв. Так идеи сыплются, можно сказать, со всех сторон. А под шумок законодатели продвинут и отечественные товары. Начинается как всегда с Москвы. Сначала таксистов заставят купить навигатор ГЛОНАСС, потом и поменять машины на те, что собираются в России.

Дело в том, что готовятся изменения к нормативным актам, что для работы в такси можно использовать автомобили серийного производства, имеющие левостороннее расположение руля и не менее четырех дверей, соответствующие требованиям не ниже экологического класса Евро-3. Другими словами, вполне подойдут недорогие авто отечественной сборки: Lada Largus, Renault Logan, Renault Sandero, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Aveo, Ford Focus III.

К слову, есть у нас «золотое правило»: все, что когда-либо придумано и прописано в Москве, очень скоро появляется в Кирове, практически без изменений.

А пока создается ощущение, что таксомоторные компании и чиновники любыми путями хотят вытеснить с рынка нелегальным конкурентов, заставить их платить государству. Не хватает еще законодательного запрета пассажирам садиться в машины нелегалов и отдавать деньги за поездку. Согласитесь, и штраф для нас с вами в этом случае был бы вполне оправдан со стороны бизнеса. Но зачем нужен закон, который не работает?

Похожие материалы по теме