С 1 сентября ввозимые в страну и произведенные здесь автомобили будут облагать утилизационным сбором. Исключений не предвидится: дополнительный сбор возьмут как с отечественных, так и с импортных авто. Соответствующие поправки внесены в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ.
Как пишет «Российская газета», сбор будут уплачивать производители и импортеры. При этом физическое лицо будет оплачивать утилизационный сбор в случаях импорта «единичных транспортных средств».
Точные ставки сборов еще неизвестны. По предварительным данным базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - от 150 до 400 тысяч рублей. А для подержанных авто будут применяться повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты.
По Вашим оценкам, насколько изменится стоимость авто в связи с введением утилизационного сбора?
Сергей Гавриков,
Директор по продажам автосалона "Ферронордик":
Прогнозировать изменение цен сложно. Распределение затрат на сбор произойдет на усмотрение производителя. Для каждого автомобиля расчет будет разный. Вероятно, в среднем произойдет повышение цен на 2-3 %.
Сергей Сапегин,
Директор автосалона «Гусар»:
По условиям поправок: чем старше автомобиль, тем больше будет сумма утилизационного сбора. Соответственно, невыгодно будет ввозить старые недорогие иномарки. Значит, поток этих машин уменьшится, и закон оградит отечественный рынок от засилия подержанными иномарками. С другой стороны, авто, которые будут ввозить с территории Таможенного союза, не будут облагаться сбором. Вероятно, этот факт станет лазейкой для перегонщиков.
Я двояко отношусь к этому нововведению. С одной стороны, — очевидный плюс, что «автохлама» станет меньше. Но с другой стороны, новые иномарки неминуемо подорожают, и это ляжет бременем на плечи покупателей.
Борис Дрягин,
Директор компании «АвтоТехЦентр»:
Очевидно, что подержанных авто будут ввозить в Россию меньше. Даже сейчас уже есть тенденция, когда люди делают выбор в сторону нового автомобиля (неважно: иномарка или отечественный автомобиль), а интерес к подержанным заметно снижается, так как рынок позволяет купить новую машину за 200 тысяч рублей. Старые машины покупают молодые неплатежеспособные люди, а работающий средний класс от них отказывается. Эта тенденция видна в том, какие машины приезжают на техосмотр. Людям выгоднее купить новый автомобиль.
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, а значит, будет закладываться в стоимость автомобилей. Соответственно, стоимость новых транспортных средств увеличится на сумму утилизационного сбора. Не стоит рассчитывать, что автоконцерны оплатят утилизационный сбор за собственные средства.
Какие машины могут подешеветь: отечественные новые, отечественные подержанные, импортные новые, импортные подержанные?
Сергей Сапегин,
Директор автосалона «Гусар»:
Эксперты говорят о том, что вступление России в ВТО повлечет за собой снижение цен на товары, в том числе и на авто. Но надо понимать, что если определенные топовые иномарки прекрасно продаются по высокой цене, продавец не станет отказываться от прибыли и снижать цену. Цены регулирует рынок. Конечно, если спроса не будет, то и цены начнут снижаться, а спрос есть! Более того, машины не подешевеют и потому, что в Европе наблюдается кризис продаж авто. Соответственно производители будут компенсировать свои убытки за счет тех рынков, где покупательская способность хорошая.
Нет тенденций и для снижения цен на отечественные авто. Например, Автоваз в конце июня поднял цены на две популярные модели.
Борис Дрягин,
Директор компании «АвтоТехЦентр»:
Цена, конечно, изменится. Кто-то ведь должен эти деньги отрабатывать! Вероятно, сумма распределится между покупателями и перегонщиками. Машины начнут дешеветь, когда Россия вступит в ВТО. Они просто обязаны будут подешеветь! Это заставит сделать правительство наше или зарубежное. Но серьезного и быстрого понижения цен ожидать не стоит. Это случится, но постепенно. Тенденция к снижению цен на авто прослеживается и в том, что те иномарки, которые начали производить на территории России, стали стоить дешевле. Так что постепенно подержанных авто будет становиться всё меньше и меньше. Наше государство хочет избавиться от автохлама, и это получится. Посмотрите на Европу. Они понятия не имеют, как ездить на одной машине 10-15 лет. Но ведь к этому они пришли не сразу.
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
При вступлении России в ВТО и, как следствии, снижении пошлин на ввоз транспортных средств, подешеветь могли бы импортные автомобили. Но благодаря введению утилизационного сбора, который компенсирует снижение таможенных пошлин, ждать падения цен на автомобили не придется.
Сергей Гавриков,
Директор по продажам автосалона "Ферронордик":
Продавцы не ожидают снижения цен на авто даже в связи с вступлением России в ВТО. Цены будут меняться не единовременно, а очень постепенно, в течение нескольких лет. Серьезных скачков не предвидится. Наоборот, есть тенденция к удорожанию автомобилей ближе к осеннему сезону.
Думаю, что утилизационный сбор — это, скорее, политический шаг, с помощью которого мы добьёмся сохранения уровня конкуренции отечественных и зарубежных производителей в разрезе ценовой политики. Снижение цен на автомобили, произведенные не на территории РФ, приведет к резкому снижению спроса на отечественные авто. Сейчас уже наблюдается жесткая конкуренция между чисто российскими и зарубежными производителями, а при таких условиях российский автопром не сможет что-либо противопоставить недорогим качественным продуктам зарубежных производителей.
В то же время на фоне того, что рынок подержанных авто в последние месяцы стабильно рос, сейчас есть серьезные опасения, что утилизационный сбор может этот рынок уничтожить вовсе. Станет совершенно невыгодно заниматься покупкой и продажей подержанных иномарок.
Может ли утилизационный сбор повлиять на спрос?
Максим Абрамов,
Заместитель председателя по правовым вопросам ОД «Союз автомобилистов Кировской области»:
Подобные меры, на мой взгляд, в очередной раз обнажают жалкие попытки государства поддержать отечественного автопроизводителя. После вступления в ВТО, отечественный автопром (конечно, за исключением локализованного на территории РФ производства иностранных автомобилей) может оказаться неконкурентоспособным. Утилизационный сбор – очередной спасательный круг.
В сегменте легкового автотранспорта, думаю, не стоит ожидать изменений спроса. Что касается грузовых автомобилей, полагаю, спрос на «тяжеловесы» иностранного производства может снизиться.
Борис Дрягин,
Директор компании «АвтоТехЦентр»:
Утилизационный сбор повлияет на спрос, но не по количеству, а по качеству. Мы будем делать выбор в сторону новых автомобилей.
Сергей Гавриков,
Директор по продажам автосалона "Ферронордик":
Для потребителя последствия сбора обернутся естественным сокращением альтернатив. Сейчас рынок оживает не такими темпами, как предсказывали специалисты, но тенденции к увеличению объема продаж есть.
Сергей Сапегин,
Директор автосалона «Гусар»:
Конечно, может. Так как в любом случае произойдет повышение цен. И если машина из одного сегмента перейдет в другой, то и покупатели тоже перераспределятся. Но пока спрос на машины высокий. Есть такие марки, очередь на которые распределена на несколько лет!
Сейчас идут разговоры о развитии собственного бизнеса по утилизации на базе автопредприятий. Но пока непонятно, как это будет делать бизнес без помощи государства.