Один из представителей российских турагентств (компания «Хипвэй») предлагает ввести аналог КАСКО на рынке туристических продуктов. Соответствующее предложение уже направлено в Ростуризм. Поводом стали недавние банкротства туроператоров, когда обязательная страховка туроператоров (аналог автомобильного ОСАГО) не покрыла размеры всех компенсаций и турагентствам пришлось доплачивать, как говорится, из своего кармана.
«Приобретая путевку у агентства, клиенты должны иметь гарантии оперативного решения проблемных ситуаций. Здесь хорошо провести аналогии с автострахованием. Благодаря КАСКО И ОСАГО клиент быстро получает выплаты, а уже потом страховые компании решают между собой финансовые вопросы. В настоящее время на туристическом рынке есть аналог ОСАГО — обязательное страхование деятельности туроператоров, но нет КАСКО — страхования турагентств, то есть дополнительного вида страхования для самих туристов. Мы предлагаем ввести его аналог на туристическом рынке, — комментирует предложение Дмитрий Желтов, директор по продажам компании «Хипвэй».
В Российской ассоциации туроператоров поясняют: суть КАСКО для турагентств заключается в возможности застраховать свою деятельность на случай банкротства или невыполнения своих обязательств туроператором.
Таким образом, агентство сможет быстро вернуть деньги клиентам, не дожидаясь признания оператором невозможности выполнить свои обязательства перед туристами.
Поддерживаете ли Вы подобную инициативу или считаете ее не жизнеспособной? Другими словами, нужен ли аналог КАСКО турагентствам? Почему?
Элла Григорьева,
Директор туристического агентства «Глобус-тур»:
Идея интересная, но я бы её трансформировала. В предложенном варианте страховые компании просто не смогут рассчитать размер выплат, так как каждый конкретный случай индивидуален. Риски будут слишком высокие. Но если всё же данный вид страхования введут, то это станет дополнительным бонусом для турагентов и туристов.
Думаю, что данную идею можно транформировать на примере существующей страховки от невыезда на добровольной основе. Она страхует людей от невыезда по причине невыдачи визы, от болезни, но она не страхует от банкротства оператора. По такой же схеме можно ввести страхование отдельного тура в качестве дополнительной услуги по личному желанию. Такая идея более жизнеспособна.
Павел Мельников,
Директор туристического агентства «Океан-тур»:
Турагентство является незащищённым звеном в данной цепочке. В данной ситуации очень помогла бы страховка по аналогии с автомобильной КАСКО. При существовании такой страховки сократилось бы время при получении компенсации за испорченный отдых. Идея, на наш взгляд, очень интересная, только возникает вопрос: насколько будет велика сумма страхового взноса страховым компаниям, и смогут ли турагентства позволить данный вид страхования.
Любовь Дзюина,
Директор агентства «Атланта-тур»:
Идея, конечно, очень хорошая. Единственное, чтобы конкретно знать, что будет являться страховым случаем для турагенства, и как эти страховые случаи нужно будет доказывать страховой компании для того, чтобы получить компенсацию и выплатить ее туристу. На практике почти при любом обращении по страховой выплате всегда бывают трудности, и не хотелось бы такой же ситуации, как с обязательным страхованием ответственности туроператора. Еще вопрос: эту страховку должен будет приобретать турагент? Для того, чтобы застраховать своих клиентов? Или турист? Не очень понятна пока еще схема, ведь КАСКО обычно приобретается клиентами как добровольное страхование. Хорошая идея, но много неясностей в механизме ее реализации.
Алла Останина,
Директор турагентства «Экспересс-тур»:
Не вижу смысла в таком виде страхования. Получается «масло масляное» - двойная страховка.
Существуют фингарантии туроператоров - страхование ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о реализации турпродукта. Другими словами, продаваемые туры уже застрахованы, в том числе и на случай банкротства туроператоров.
Кроме того, планируется создание компенсационного фонда туроператоров. Из этих денег будут помогать туристам обанкротившегося туроператора. В итоге получается, что турагенты еще раз страхуют своих туристов на случай банкротства. Каждая страховка повышает цену турпутевки, и даже все вместе они не дают абсолютной, стопроцентной гарантии защищенности и безопасности туриста.
Дмитрий Желтов, директор по продажам компании «Хипвэй», говорит, что, «имея возможность застраховаться от таких случаев, турагентства смогут обезопасить как себя, так и своих клиентов». Судя по этому заявлению, турагенты ни в коей мере не чувствуют себя защищенными. Как Вы смотрите на этот вопрос?
Любовь Дзюина,
Директор агентства «Атланта-тур»:
Естественно, что турагенты чувствуют себя незащищенными. По закону, перед туристами отвечает туроператор, но турист при покупке тура общается с турагентом, поэтому вполне обоснованно считает, что отвечать за все должен турагент, а ему, в свою очередь, часто приходится, ради сохранения репутации, отвечать за любые "косяки" туроператора, принимающей стороны в стране пребывания, авиаперевозчика и так далее. Понятно, что турагентов такая ситуация не устраивает, ведь турагент продает готовый турпакет, а не сам его создает, и обычно оказывается просто "крайним" звеном при любой нестандартной ситуации.
Павел Мельников,
Директор туристического агентства «Океан-тур»:
После банкротства туроператора, как правило, не хватает средств финансового обеспечения для выплат туристам, не воспользовавшихся туристическими услугами, либо получивших их не в полном объёме. В случае невыплаты компенсации от туроператора пострадавший турист обращается с претензией в турагентство, где приобретён тур, поскольку турагентства являются конечным продавцом тур.пакета. Турагентство вынуждено выплатить компенсацию туристу за свой счёт.
Элла Григорьева,
Директор туристического агентства «Глобус-тур»:
Турагенты не защищенны. Но если грамотно составить договор, то риски снижаются и проблем не возникает.
Как Вы смотрите на возможность введения подобной услуги (аналога КАСКО для турагентств)? На Ваш взгляд, будет ли это приносить прибыль страховой компании или риски громадных выплат будут слишком велики?
Павел Кравченко,
Начальник Управления Центра страхования ответственности ОАО СК «Альянс»:
КАСКО - это страхование имущества, поэтому некорректно называть страхование ответственности турагентств на случай банкротства или невыполнения своих обязательств туроператором страхованием КАСКО.
Кроме того, турагент не может отвечать за банкротство туроператора или невыполнение обязательств туроператором. Он всего лишь посредник, который продает турпродукт, перечисляет деньги туроператору, получает комиссию, поэтому на него не может быть возложена ответственность за невыполнение обязательств туроператором.
Если предположить, что турагент будет выступать страхователем, а туроператор - лицом, ответственность которого застрахована, то это также невозможно на основании ст. 932 ГК РФ, по которой может быть застрахован только риск ответственности страхователя.
Что касается «быстрого возврата денег клиентам, не дожидаясь признания оператором невозможности выполнить свои обязательства перед туристами», то это утверждение вызывает множество вопросов: на основании чего? Что по такому «договору страхования» будет являться страховым случаем? Какие документы для определения страхового случая и размера выплат будут предоставлены в страховую компанию?
Если под КАСКО имели в виду страхование турагентством своего финансового риска, то считаю, что у турагента в данном случае отсутствует финансовый риск. Договор с ним составлен так, что он ни за что не отвечает. Турагент получает комиссию за реализацию турпродукта и ничем не рискует.
Учитывая все эти моменты, создается впечатление, что подобные предложения выдвигают те, кто слабо разбирается в механизмах страхования.