Отметим, что РЖД каждый год получает субсидии из федерального бюджета, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Для сравнения: в среднем себестоимость проезда в плацкартном вагоне составляет порядка 1200 рублей. При этом пассажир платит только 800 рублей, остальное — государство.
Предложение Минфина может привести к отмене льгот.
В РЖД уже заявили, что отрицательно относятся к предложению Минфина, добавляя, что следствием станет рост цен на билета плацкартных вагонов и вызовет социальную напряженность среди пассажиров.
«Цены на билеты в общих вагонах и плацкарте мы формируем не сами. Этим занимается Федеральная служба по тарифам. Есть еще категории льготников, за которые мы получаем субсидии либо от регионального бюджета, либо от федерального. Отмена субсирования может привести, скорее, к отмене льгот, то есть все будут ездить за полную стоимость. Если льгот не будет, соответственно, нам ничего субсидировать и не надо», - говорит Наталья Буторина, пресс-секретарь Кировского региона обслуживания Горьковской железной дороги.
Эксперты: люди уже начинают отказываться от ж/д транспорта
Одни говорят, что людям выгоднее будет добираться до места назначения на самолете, другие ставят на автомобильные перевозки.
«Как лето приходит — начинают расти цены на железнодорожные билеты. Это отрицательный фактор. Например, летом льготы для школьников не действуют, а ведь они зарплату не получают, так почему же за детей должны платить полную стоимость? Сейчас плацкарт от Кирова до Москвы стоит больше 2000 рублей, а если еще субсидии уберут, то непонятно, кто чего добьется, - говорит Надежда Шаповал, директор туристического агентства «Святки», добавляя, что люди будут искать более дешевый транспорт. - Если билеты на автобус дешевле, то люди пересядут на них. Многие уже сейчас, вылетая за границу, не пользуются железнодорожным транспортом, чтобы доехать до международного аэропорта, - они едут на собственных машинах. Впрочем, те, кто едет семьей, выбирают городом вылета даже не Москву, а соседние Казань, Сыктывкар или Нижний Новгород. Получается так: вроде сам перелет будет и дороже, но когда сложишь общую сумму, как раз с плацкартным или купейным билетом, то в итоге выходит дешевле лететь из регионов».
Тем временем, в ведомстве поясняют, благодаря отмене субсидирования, Федеральная пассажирская компания может дополнительно заработать до 17 миллиардов рублей. Аналитики поддерживают это мнение. По их словам, РЖД уже давно пора выходит на самоокупаемость.