Иди работай: Андрей Коняев о Холманских и высшем образовании

Но у нас не принято признаваться в отсутствии таланта или способностей, нет. Так что человек с дипломом Государственной некоммерческой академии собаководства и навесных потолков имени Петра Третьего действительно уверен, что то, что он получил, это образование и есть.

На днях полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских выступал на встрече с региональной ячейкой движения "В защиту человека труда", проходившей в Новом Уренгое. На этой встрече полпред высказался в том духе, что молодежи следует лишний раз подумать, прежде чем получать высшее образование. Да и вообще, мол, пора восстанавливать традиционные для региона рабочие династии.

Слова полпреда пошли в народ. Оно и понятно: от скакнувшего по карьерной лестнице "рабочего" все с нетерпением ждали какой-нибудь лажи. А высказывание о ненужности высшего образования вполне подходит на роль первой публичной глупости - яркой, броской, да еще и немного лицемерной: у самого-то Холманских высшее образование есть, он в 1994 году окончил Нижнетагильский филиал Уральского политехнического института по специальности инженера-механика колесных и гусеничных машин. Полпреда подняли на смех в интернетах.

Вообще, жалобы на недостаток квалифицированных рабочих рук звучат не первый раз. Вероятно, они имеют под собой какую-то основу. Но, если честно, имеются сомнения, что в российской экономике найдется место для квалифицированных рабочих вне нефте- и газодобывающей отрасли. Но дело даже не в этом. На самом деле хулители полпреда поторопились, Холманских высказал очень разумную мысль: высшего образования в России стало слишком много.

Если угодно, эту же мысль можно сформулировать в виде вопроса (который у нас, кстати, не очень принято задавать): какой процент от тех, кто учится в университетах, действительно получают высшее образование?

Есть материальная, потребительская сторона образования. По крайней мере в теории, диплом важен как знак качества, доказательство того, что получивший его человек умеет учиться. Это логично - современному специалисту практически в любой области, от сельского хозяйства до ядерной энергетики, учиться приходится на протяжении всей карьеры. Проблема, однако, в том, что со своей ролью знака качества диплом уже давно не справляется - настоящие корочки тонут в потоке фуфла. В результате реальности рынка труда таковы (речь идет про основную часть рынка; люди, устраивающиеся на госслужбу, - повод для отдельного обсуждения), что при поступлении на работу преимуществ диплом не дает никаких, а крупные компании так и вовсе полагаются на собственные системы тестирования соискателей.

Но работа - это только полбеды. Псевдообразование, бурным цветом расцветшее на российских просторах, вообще ничего не дает своим владельцам: ни специальных знаний, ни умения мыслить, ни даже банальной эрудиции. Диплом - просто цацка, аксессуар современного человека, наподобие машины или телефона.

А все потому, что, вообще говоря, забывается очень простая вещь: получить высшее образование и купить (высидеть) его - это вовсе не одно и то же. Оно (образование), среди прочего, требует способностей от ученика и таланта от преподавателя.

Как следствие, на выходе мы имеем сотни тысяч необразованных по сути людей, дипломы которых не стоят бумаги, на которой они напечатаны. Зато гонору у каждого из них на десяток академиков хватит.

Действительно, у человека второе высшее по художественному свисту, будет он тут слушать других. Он и сам все знает.

Так что было бы очень даже неплохо, если бы люди действительно шли работать на завод, вместо того чтобы, по сути, в рассрочку покупать себе ненужный диплом в какой-нибудь государственной классической академии имени Маймонида. Форма должна соответствовать содержанию.

www.lenta.ru/columns/2012/06/22/work/

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...