Инвесторы против гениев: Александр Поливанов о Цукерберге, Дурове и больших деньгах

и не исключено, что потом о нашем поколении будут судить, противопоставляя "инвесторов" ("реалистов") и "креативщиков" ("романтиков")

Некоторые эпохи в истории культуры удобнее всего объяснять с помощью конкуренции двух идей, которые делили общество на две враждующие части. Невозможно рассказывать о западничестве, не упомянув о славянофильстве, еще труднее понять особенности символизма, если ничего не знать о натурализме. Деревенщики и писатели-горожане, физики и лирики - в любом учебнике по истории культуры о них будет говориться на соседних страницах.

Часто случается, что какая-то базовая идея спустя десятилетия вновь становится актуальной в современном преломлении. Те же самые славянофилы чудным образом преобразовались в деревенщиков, а западники - в диссидентов, ловящих голоса запретных радиостанций.

Также вечен спор условных "реалистов" и условных же "романтиков". Сейчас, в первой половине 2012 года, этот спор вышел на новый уровень, . Благо поводов поспорить о том, кто круче и кто важнее, появилось в последнее время предостаточно.

Интернет всего за несколько лет создал особый тип менеджеров, которые благодаря своим идеям быстро стали миллионерами.

На Западе за старшего в этом поколении - Марк Цукерберг, в России - Павел Дуров. Они несравнимы по уровню таланта, по количеству денег, по каким-то отдельным чертам характера, но они представляют один и тот же тип личности - тип романтика от интернета.

Не сказать, что они так уж уникальны: в офлайне образцами для Цукерберга и Дурова наверняка остаются основатель IKEA Ингвар Кампрад, который до сих пор ездит на стареньком Volvo и летает исключительно эконом-классом, и Стив Джобс с его водолазкой, купленной на китайской барахолке. Их с Цукербергом и Дуровым объединяет то, что с помощью бизнеса они хотели изменить мир, а не войти в рейтинг богатейших людей планеты от Forbes.

Цукерберг демонстративно презрительно относится к повышению стоимости Facebook: его больше интересует, как социальной сети оставаться самым популярным ресурсом в Сети, попутно эту Сеть изменяя. "Созидание намного интереснее потребления, а внутреннее состояние несоизмеримо важнее внешнего. Как только вы делаете из денег культ и обмениваете 'быть' на 'казаться', вы отправляете себя в добровольное рабство", - пишет Павел Дуров в своей колонке для "Сноба", объясняя, зачем он раскидывал по Петербургу пятитысячные купюры.

Цукерберг от своего российского альтер эго не отстает, и вот уже итальянские официанты жалуются на то, что во время своего медового месяца основатель Facebook не шикует и не покупает самые дорогие блюда, а также, о, ужас, не оставляет щедрые чаевые. Казалось бы, разные действия: один разбрасывает деньги на Невском, другой экономит в Риме, - но суть одна: не делай из денег культа, поступай вопреки общественному мнению.

Противостоят этим новым романтикам как раз те люди, для которых зарабатывание денег - самоцель, главная забота в жизни. Инвесторы быстро сообразили, что за интернетом будущее, и стали охотно давать деньги Цукербергу, Дурову и еще сотням других "романтиков". Давать под низкие проценты, под заведомо невыгодные для себя условия, надеясь, что пройдет пара лет и эти инвестиции выстрелят, дадут доход в сотни процентов. На поздних этапах развития стартапов они захотели хоть как-то защитить свои инвестиции, получить доступ к управлению компаниями, но не тут-то было: "романтики" не терпят советов, они тоталитарны по складу характера. И вот тут-то начинаются конфликты.

Конечно, большинству наблюдающих за ними ближе позиция "романтиков". Да и как можно защищать этих жирных котов - банкиры, которые ничего не придумали, ничего своими руками не сделали, но рассчитывают на многомиллионные и многомиллиардные прибыли просто потому, что оказались со своими деньгами в нужное время в нужном месте.

"Да пошли они куда подальше, спекулянты! Даешь власть цукербергам и дуровым!" Именно так многие отреагировали на новости о том, что и основатель Facebook, и основатель "Вконтакте" смогли сохранить контроль над всеми решениями своих компаний, даже несмотря на потерю контрольных пакетов акций.

Мне кажется, что в споре "креативщиков" и "инвесторов" все не так однозначно. Сейчас, во время финансовых передряг, люди, конечно, больше сопереживают тем, кто придумывает, а не тем, кто вкладывает деньги. Но пройдет пара лет, ситуация на рынках устаканится, и героем дня снова станет какой-нибудь условный Джордж Сорос, благодаря своим знаниям и прогнозам делающий миллиарды долларов из ничего.

И Дурову, и Цукербергу хорошо рассуждать о "рабстве" денег, зная, что они уже заработали на безбедную старость и себе, и своим внукам. Да, они не пользуются своими деньгами, но они в любой удобный момент могут ими воспользоваться. У инвесторов второго шанса не будет: либо ты смог получить от своих вложений отдачу, либо ты банкрот.

Когда Дуров сутками напролет тестировал свой "Вконтакте", а Цукерберг - разрабатывал Facebook, у этих парней за плечами не было ничего и им нечего было терять. Перед инвесторами риск потерь маячит всегда; и несмотря на это, они все равно вкладываются в неведомые сайты с неясными перспективами, с помощью которых можно выиграть баснословные деньги, а можно проиграть и навсегда испортить себе репутацию. Неужто хотя бы этот риск не вызывает уважения?

www.lenta.ru/columns/2012/06/06/investors/

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...