В течение четырехдневного курса заместитель заведующего "Независимым аттестационно-методическим центром Института непрерывного образования Казанского федерального университета" Ринат Сафиуллин прочитает ряд лекций по природоохранному законодательству, в том числе по обращению с отходами производства и потребления.
"В наше время законодательство меняется быстро, - говорит Ринат Сафиуллин, - как правило, требования статей законов ужесточаются, поэтому ответственным работникам нужно быть в курсе всех изменений и нововведений. С Горьковской железной дорогой мы сотрудничаем уже 3 года, обучая железнодорожных экологов и руководителей подразделений вопросам экологической безопасности. В этом году мы применяем новый подход в обучении, поскольку 2012 год для ОАО «РЖД» весьма важный – заканчивается лицензия, дающая право заниматься деятельностью в области обращения с отходами 1-4 класса опасности. Следовательно, необходимо будет получать новую лицензию. Выдает ее «РОСПРИРОДНАДЗОР». Для получения лицензии, которая, кстати, будет бессрочной с этого года (ранее выдавалась на 5 лет), необходимо, чтобы ответственный персонал прослушал курсы повышения квалификации, сдал экзамены и получил соответствующие свидетельства и удостоверения".
Кроме того, с кировскими железнодорожниками проведут практические занятия, в ходе которых расскажут, как правильно поступать в различных ситуациях, связанных с проблемами экологии, с точки зрения соблюдения законодательства РФ. Другими словами, лекторы расскажут, как грамотно организовать природоохранную работу на предприятиях, как организовать места складирования и временного хранения отходов, которые являются вторичными ресурсами и требуют переработки (отработанные масла и нефтепродукты, полиэтилен и т.д.).
"Главное и важное решение проблемы с отходами – это внедрение малоотходных технологий производства, - считает Ринат Мубаракович, - при этом нельзя забывать и об экономической выгоде при использовании вторичных ресурсов. К примеру, отработанные железнодорожными предприятиями масла с удовольствием приобретут специализированные организации, которые впоследствии их отфильтруют и сепарируют, после этого произведут новые масла. Конечно, имеются и те отходы, которые вторично использовать нельзя. В этом случае железнодорожные предприятия их должны передать другим организациям для утилизации. Стоит отметить, что в ОАО «РЖД» проводится огромная работа по применению новых экологически безопасных разработок. К примеру,
для утилизации негодных шпал, пропитанных креозотом, сегодня используются специальные печи, в которых температура горения достигает выше 1000 градусов по Цельсию (в обычных печах температура равна 400 градусам). При высокой температуре канцерогены, ароматические углероды и хлорсодержащие вещества уничтожаются без остатка.
Кроме того, создающееся тепло при работе этих печей используется для обогрева помещений и для получения горячей воды, что тоже является экономической выгодой. Также используется еще один метод утилизации отходов – пиролиз (термическое разложение органических веществ), то есть отходы не сжигаются прямым огнем, а помещаются в герметичную емкость и нагреваются. Вредные вещества выходят в виде газа, который улавливают специальные устройства и при охлаждении превращают их в жидкий вид, а затем используется как топливо".
Стоит отметить, что если сравнивать различные виды транспорта с точки зрения нанесения вреда окружающей среде, то железнодорожный транспорт менее опасен, чем, к примеру, автотранспорт. Поскольку, в основном движение поездов организовано на электрической тяге, выбросы в атмосферный воздух от тепловозов не так велики.