Есть ли смысл в «безалкогольном воскресенье»?

В Переговорном пункте участвуют: Наталья Осипова, директор КЦ «Вятский», Игорь Шехирев, управляющий ОАО «Кировский хладокомбинат», Екатерина Малкова, начальник торгового отдела сети магазинов «Красногорский», Юрий Терешков, генеральный директор ОАО «Уржумский СВЗ».

Сейчас крепкий алкоголь нельзя будет купить в день Последнего звонка (25 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября). Кроме того, действует и ночной запрет. Так алкоголь крепче 15 градусов нельзя купить с 23-00 до 8-00 каждый день. Впрочем, в планах у чиновников еще расширить «безалкогольное» время.

В рамках Переговорного пункта мы решили выяснить, как представители бизнес-сообщества относятся к подобным антиалкогольным мерам.

Практически год в Кировской области существуют дни, когда крепкий алкоголь запрещено продавать в принципе. Действует запрет и на ночную продажу водки. Можно ли говорить, что эти нововведения сильно ударили по карману бизнеса?

Екатерина Малкова,

Начальник торгового отдела сети магазинов «Красногорский»:

Объемы продаж крепких алкогольных напитков действительно сокращаются, но за один день до начала запрета наблюдается увеличение продаж на 10-20%. Таким образом, все, кто всё же желает приобрести алкоголь и планирует свой досуг, делают это заранее.

Юрий Терешков,

Генеральный директор ОАО «Уржумский СВЗ»:

Если речь идет обо всех операторах регионального алкогольного рынка, то мы не беремся говорить за всех. Если речь идет конкретно об ОАО «Уржумский СВЗ», то предприятие имеет довольно широкую географию сбыта продукции и зависимость от местного рынка сведена к минимуму. К тому же было бы неверно соизмерять здоровье людей и благополучие региона исходя из «кармана».

Не так давно Никита Белых предложил подумать над темой запрета спиртного по воскресеньям. Однако уже есть мнения, что в этом случае многие магазины просто обанкротятся. А на Ваш взгляд, для бизнеса «безалкогольное воскресенье» будет смертельно?

Екатерина Малкова,

Начальник торгового отдела сети магазинов «Красногорский»:

Протестовать, конечно, мы не будем. С экономической точки зрения мы потеряем часть прибыли, но тот покупатель, с которым мы хотим работать, от нас не уйдет. «Безалкогольное воскресенье» не станет смертельным ни для кого, если правильно подойти к реализации данной программы. Речь не идет о том, что алкоголь полностью исчезнет с прилавков. Люди, которые планируют свой отдых и культурно употребляют алкоголь, без труда смогут приобрести его заранее. Кроме того, продуктовые сети будут иначе работать над ассортиментом спиртных напитков. Например, «Красногорский» уже в течение пяти лет не продает водку производства Кабардино-Балкарии.

Ещё мы стараемся организовывать выкладку таким образом, чтобы люди выбирали дорогие качественные виноградные вина, употребление которых складывается в целую культуру.

Юрий Терешков,

Генеральный директор ОАО «Уржумский СВЗ»:

Опять-таки, все зависит от того, как выстроен бизнес и от поведения самого потребителя. Рынок алкоголя непрост, здесь есть много подводных камней, в том числе, нельзя исключать и теневой оборот. Поэтому если торговая организация делает ставку на воскресный оборот алкоголя на своих прилавках, теоретически, проблемы могут быть.

Уже давно идет дискуссия о том, что запретительными мерами бороться с алкоголизацией бесполезно, поэтому сегодняшние запреты и не приносят ощутимых результатов. Как вы смотрите на эту проблему? Грубо говоря, что нужно сделать, чтобы жители Кировской области меньше пили?

Наталья Осипова,

Директор КЦ «Вятский»:

Есть две логики общения государства и общества: запретительная и разрешительная, презумпция вины и презумпция невиновности, поощряющая инициативу и наказывающая за все, что не предусмотрено. Наше государство строит отношения с народом по первому сценарию: как строгий отец с малым и неразумным ребенком - не дать, запретить, наказать. Все мы как участники общественного договора знаем, к чему такая тактика приводит. Если в семье, то ребенок растет зашуганным, нервным и боящимся что-то делать вообще, чтоб не сделать опять что-то не так. Если в обществе, то это блокирует деловую активность, отвращает от взаимодействия с государственными службами и формирует синдром раздраженного горожанина. Стратегически первый сценарий опасен своими отдаленными последствиями: если нельзя договориться, то - «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Россия уже несколько раз проходила подобные ситуации, но, по всей видимости, принимающие решения чиновники руководствуются не историческим опытом и не здравым смыслом.

Как лично я отношусь к алкоголизму населения? Резко отрицательно. Как я воспринимаю запрет на продажу алкоголя? Так же отрицательно. Алкоголизация населения связана не с доступностью водки, а с отсутствием вариантов социальной активности. Запрет на алкоголь в праздники приводит к русской народной игре: из-под полы, в тихушку и т. д. Это отношение к своему народу как к рабу, которого надо держать в повиновении. Это вызывает социальный протест и блокирует позитивные сценарии социальной и деловой активности: алкогольный бизнес уйдет в нелегальную сферу, которая опасна нелицензионной и никем не контролируемой продукцией.

Инициативы Никиты Белых мне мало понятны, выглядит это как политический жест, направленный на создание очередной видимости заботы государства о народе: мы так о вас заботимся, что запретим еще что-нибудь. Вспоминается праздник Истобенского огурца, традиционной русской закуски под водочку, на котором алкоголь запретили вовсе. Даже пиво. Красивые палатки пива «Вятич» торговали квасом. Под проливным дождем гуляли унылые кировчане, приехавшие на гулянья из Кирова. При этом местные запаслись заранее и были веселы и пьяны. Так же, как московские блогеры, приехавшие с вискарём, который закусывали соленым огурчиком со свежей картошечкой. Праздник вышел для избранных. А как же традиционное русское «выпивает по праздничкам»? А в праздничек и запрещено!

Но самое печальное, что власть не слышит ни реплики отдельных горожан, ни бизнес-экспертов, прогнозирующих рост нелегального алкогольного рынка. И это уже не вопрос торговли алкоголем, а вопрос взаимоотношений власти и общества, в которых «слуги народа» в очередной раз не слышат свой народ и демонстрируют неуважение к его традициям и праву выбора.

Игорь Шехирев,

Управляющий ОАО «Кировский хладокомбинат»:

Я сомневаюсь, что данные ограничения будут иметь положительный результат. Ведь если у человека диарея, то бесполезно вешать замок на туалет. Почему-то никто не вспоминает, чем закончился недавний опыт антиалкогольной политики в 85-87 годах XX века. А закончился он ростом наркомании. Пока не поменяется отношение государства к человеку, попытки бороться с алкоголизмом ни к чему не приведут. Судьба отдельного человека не интересует никого. Равнодушие к человеческой личности — вот что страшно. Если человек с нищенской зарплатой идет по грязным неухоженным улицам и заходит в подъезд с выбитым стеклом, он не пойдет в книжный магазин покупать томик Бодлера. Кроме того, надо прекратить миф о том, что Россия — самая пьющая страна. Это неправда. По этому показателю мы находимся на 23 месте после таких развитых стран как Бельгия, Англия, Люксембург. Вот неумение употреблять алкоголь — это проблема. Но с этим бороться можно. Надо увеличивать количество общепитов и брать в этом пример с Европейских государств.

Екатерина Малкова,

Начальник торгового отдела сети магазинов «Красногорский»:

В целом сеть продуктовых магазинов «Красногорский» поддерживает инициативу властей в борьбе с алкоголизацией населения, но хотелось бы видеть кроме запретительных мер и профилактические. Необходим целый комплекс программ по пропаганде здорового образа жизни, спорта, интересных увлечений. В этих программах должен участвовать не только бизнес, но и власть, культура, образование, спорт. Молодежи, прежде чем запретить продажу спиртных напитков, нужно предложить альтернативу.

С одной стороны «антиалкогольные дни» ограничивают молодежь в употреблении спиртных напитков. Но по сути алкоголизм — это болезнь, которой страдают тысячи людей в России. Соответственно эффект от правительственных мероприятий существует, но не такой сильный, каким мог бы быть. Необходимо проводить работу с сознанием людей. Сейчас люди воспринимают данные ограничения агрессивно, скандалами пытаются добиться продажи алкоголя. В итоге продавцы вынуждены находиться в напряженной и стрессовой обстановке течение всего «антиалкогольного дня». То есть многие люди изначально не понимают и не принимают инициативу властей или понимают очень поверхностно. Весь негатив от этого выходит на сотрудников магазинов.

Юрий Терешков,

Генеральный директор ОАО «Уржумский СВЗ»:

Проблема запретов — будь то спиртные напитки или иные другие — безусловно, имеют обратные стороны. Чем больше запретов, тем больше у тех, кто специализируется на бизнесе вне закона, появляется возможностей реализовать свои преступные схемы. Проблема о которой идет речь, не будет решена в одночасье только одними запретами и только со стороны тех организаций и предприятий, кто работает на рынке легально, законно. Если мы хотим получить неуправляемый, криминализированный и непрозрачный рынок, тогда путь только запретов будет идеальным для создания именно такой структуры рынка. Но ведь и государство, и власть, и производители, да все заинтересованы в том, чтобы все было цивилизованно. Поэтому необходимо внедрять в массы культуру пития, вспоминать традиции, помогать потребителю сделать употребление напитков приятным и культурным. А это работа, причем еще более сложная, чем генерация запретов.

Похожие материалы по теме