Стоит ли углублять Вятку пока не решено

В Переговорном пункте участвуют: Альберт Запольских, глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, Владимир Сысолятин, генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат», Анатолий Русских, представитель общественной организации «Хранители Вятки», и Александр Васенин, директор прогулочного теплохода «Кировчанка».

«Вятку необходимо углубить в ближайшее время», - такие слова звучат последние несколько лет. Но, как говорится, а воз и ныне там.

В рамках Переговорного пункта мы решили выяснить, какие программы по углублению реки сейчас рассматриваются в Правительстве Кировской области, заложено ли финансирование на эти работы и готов ли бизнес вступить в борьбу за судоходность реки.

Какие проекты по углублении реки Вятка сейчас рассматривают? Насколько предлагается углубить реку и на каких именно участках?

Альберт Запольских,

Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:

В настоящее время создана рабочая группа, задачей которой является определение целесообразности разработки и реализации областной целевой программы «Возрождение р. Вятка».

В конце текущего года по заказу Камского бассейнового водного управления будет завершена научно – исследовательская работа по теме «Исследование русловых деформаций реки Вятка на участке от г. Слободского до п. Мурыгино и разработка научно обоснованных рекомендаций по предотвращению их негативных последствий», по результатам которой можно будет сделать определенные выводы.

Необходимо поэтапно провести работы по углублению реки Вятка на следующих участках: Нововятск – Новый мост, Котельнич – Вишкиль, Советск – Петропавловское.

На сегодняшний день готов ли бизнес вложиться в углубление Вятки?

Владимир Сысолятин,

Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:

Сегодня сложность в том, что река – это федеральная собственность. Одному бизнесу вкладываться смысла нет. Совсем другое дело – участвовать в государственной программе с какой-то долей софинансирования.

Александр Васенин,

Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:

Углубление реки Вятка — тема актуальная и интересная для бизнеса. Со своей стороны мы готовы её развивать и вкладывать технические и денежные средства, чтобы река Вятка процветала. Например, наш бизнес связан с перевозкой людей в теплое время года. Но даже мы в августе месяце, когда уровень воды становится существенно ниже, испытываем трудности и вынуждены сокращать маршрут прогулки. Что говорить о транспортировке грузов? Это практически невозможно в настоящих условиях.

Углубление реки — процесс не только трудоемкий и финансово затратный, но и очень сложный и ответственный. Здесь необходима совместная сплоченная работа властей и бизнеса. Необходимо целенаправленно разрабатывать проекты углубления отдельных участков и параллельно с этим развивать бизнес. Инициатива должна исходить от речников и правительства одновременно. При этом Кировская область получит несомненные плюсы. Улучшится состояние реки, разовьется бизнес, появятся новые рабочие места, появится новый водный транспорт.

Какой участок необходимо углубить в первую очередь, чтобы получить максимальную прибыль как для экономики региона, так и для бизнеса? Какие перспективы могут открыться бизнесу, если река станет судоходной?

Владимир Сысолятин,

Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:

Необходимо реку чистить от Нагорска до Вятских Полян. Но на первом этапе, с тем, чтобы уменьшить подмывание берегов, эти работы надо провести хотя бы в районе г.Кирова.

Самое простое – начнет развиваться туризм. Второе и самое основное – организация перевозок леса и других грузов баржами. Мы сохраним дороги, и этот способ для лесников достаточно выгоден. Но бизнесу придется вложиться в инфраструктуру и приобретение флота.

Александр Васенин,

Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:

Чтобы рассматривать Вятку с точки зрения бизнеса, её нужно углублять от Нагорска до Кирова. Тогда можно будет по реке транспортировать различные грузы, ведь судоходство с этой точки зрения - очень выгодное дело. Грузоперевозки водным транспортом — самый дешевый вид транспорта. Кроме того, насколько мне известно, сейчас существенно загружены линии автомобильных и железнодорожных дорог. Водная артерия смогла бы разгрузить дороги. Также в первую очередь необходимо «ремонтировать» уже существующие переправы, например, Донауровкую.

По предварительным оценкам сколько стоит углубление реки? Заложены ли на это деньги в бюджете?

Альберт Запольских,

Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:

На основании представленных в департамент расчетов минимально необходимых средств для выполнения работ по обеспечению гарантированного судового хода на участке Котельнич – Киров, глубина разработки – 1 м, итоговая стоимость работ предварительно составит 63- 67 млн. рублей. В настоящее время денежные средства на эти цели в бюджете Кировской области не предусмотрены.

Кроме того, следует обратить внимание на стоимость грузоперевозок речным транспортом, которая значительно дешевле ж/д и автоперевозок, что впоследствии может дать существенный экономический эффект.

Учитывая изложенное, в настоящее время сложно говорить о конкретных сроках и целесообразности углубления реки Вятка, данный вопрос требует дополнительной проработки.

На ваш взгляд, в чем главная проблема по углублению главной артерии области?

Владимир Сысолятин,

Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:

Главная проблема заключается в запущенности русла реки Вятка. Работы по планированию дна не проводились десятки лет. Т.е. для того, чтобы привести все в надлежащее состояние, потребуются серьезные затраты. Вторая проблема реки заключается в том, что ее рассматривают в большей степени как источник по добыче песка, а это ничего общего не имеет с планированием русла.

Александр Васенин,

Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:

Работу с руслом реки нужно вести очень осторожно. Например, участок реки от Слободского до Мурыгино нельзя углублять, так как это может лишить воды водозаборы. В русле этой проблемы актуально строительство дамб, укрепление берегов. То есть целый комплекс работ по улучшению состояния реки Вятка.

Анатолий Русских,

Гидротехнолог, представитель общественной организации «Хранители Вятки»:

Похожие материалы по теме