«Вятку необходимо углубить в ближайшее время», - такие слова звучат последние несколько лет. Но, как говорится, а воз и ныне там.
В рамках Переговорного пункта мы решили выяснить, какие программы по углублению реки сейчас рассматриваются в Правительстве Кировской области, заложено ли финансирование на эти работы и готов ли бизнес вступить в борьбу за судоходность реки.
Какие проекты по углублении реки Вятка сейчас рассматривают? Насколько предлагается углубить реку и на каких именно участках?
Альберт Запольских,
Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:
В настоящее время создана рабочая группа, задачей которой является определение целесообразности разработки и реализации областной целевой программы «Возрождение р. Вятка».
В конце текущего года по заказу Камского бассейнового водного управления будет завершена научно – исследовательская работа по теме «Исследование русловых деформаций реки Вятка на участке от г. Слободского до п. Мурыгино и разработка научно обоснованных рекомендаций по предотвращению их негативных последствий», по результатам которой можно будет сделать определенные выводы.
Необходимо поэтапно провести работы по углублению реки Вятка на следующих участках: Нововятск – Новый мост, Котельнич – Вишкиль, Советск – Петропавловское.
На сегодняшний день готов ли бизнес вложиться в углубление Вятки?
Владимир Сысолятин,
Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:
Сегодня сложность в том, что река – это федеральная собственность. Одному бизнесу вкладываться смысла нет. Совсем другое дело – участвовать в государственной программе с какой-то долей софинансирования.
Александр Васенин,
Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:
Углубление реки Вятка — тема актуальная и интересная для бизнеса. Со своей стороны мы готовы её развивать и вкладывать технические и денежные средства, чтобы река Вятка процветала. Например, наш бизнес связан с перевозкой людей в теплое время года. Но даже мы в августе месяце, когда уровень воды становится существенно ниже, испытываем трудности и вынуждены сокращать маршрут прогулки. Что говорить о транспортировке грузов? Это практически невозможно в настоящих условиях.
Углубление реки — процесс не только трудоемкий и финансово затратный, но и очень сложный и ответственный. Здесь необходима совместная сплоченная работа властей и бизнеса. Необходимо целенаправленно разрабатывать проекты углубления отдельных участков и параллельно с этим развивать бизнес. Инициатива должна исходить от речников и правительства одновременно. При этом Кировская область получит несомненные плюсы. Улучшится состояние реки, разовьется бизнес, появятся новые рабочие места, появится новый водный транспорт.
Какой участок необходимо углубить в первую очередь, чтобы получить максимальную прибыль как для экономики региона, так и для бизнеса? Какие перспективы могут открыться бизнесу, если река станет судоходной?
Владимир Сысолятин,
Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:
Необходимо реку чистить от Нагорска до Вятских Полян. Но на первом этапе, с тем, чтобы уменьшить подмывание берегов, эти работы надо провести хотя бы в районе г.Кирова.
Самое простое – начнет развиваться туризм. Второе и самое основное – организация перевозок леса и других грузов баржами. Мы сохраним дороги, и этот способ для лесников достаточно выгоден. Но бизнесу придется вложиться в инфраструктуру и приобретение флота.
Александр Васенин,
Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:
Чтобы рассматривать Вятку с точки зрения бизнеса, её нужно углублять от Нагорска до Кирова. Тогда можно будет по реке транспортировать различные грузы, ведь судоходство с этой точки зрения - очень выгодное дело. Грузоперевозки водным транспортом — самый дешевый вид транспорта. Кроме того, насколько мне известно, сейчас существенно загружены линии автомобильных и железнодорожных дорог. Водная артерия смогла бы разгрузить дороги. Также в первую очередь необходимо «ремонтировать» уже существующие переправы, например, Донауровкую.
По предварительным оценкам сколько стоит углубление реки? Заложены ли на это деньги в бюджете?
Альберт Запольских,
Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области:
На основании представленных в департамент расчетов минимально необходимых средств для выполнения работ по обеспечению гарантированного судового хода на участке Котельнич – Киров, глубина разработки – 1 м, итоговая стоимость работ предварительно составит 63- 67 млн. рублей. В настоящее время денежные средства на эти цели в бюджете Кировской области не предусмотрены.
Кроме того, следует обратить внимание на стоимость грузоперевозок речным транспортом, которая значительно дешевле ж/д и автоперевозок, что впоследствии может дать существенный экономический эффект.
Учитывая изложенное, в настоящее время сложно говорить о конкретных сроках и целесообразности углубления реки Вятка, данный вопрос требует дополнительной проработки.
На ваш взгляд, в чем главная проблема по углублению главной артерии области?
Владимир Сысолятин,
Генеральный директор ОАО «Нововятский лыжный комбинат»:
Главная проблема заключается в запущенности русла реки Вятка. Работы по планированию дна не проводились десятки лет. Т.е. для того, чтобы привести все в надлежащее состояние, потребуются серьезные затраты. Вторая проблема реки заключается в том, что ее рассматривают в большей степени как источник по добыче песка, а это ничего общего не имеет с планированием русла.
Александр Васенин,
Директор прогулочного теплохода «Кировчанка»:
Работу с руслом реки нужно вести очень осторожно. Например, участок реки от Слободского до Мурыгино нельзя углублять, так как это может лишить воды водозаборы. В русле этой проблемы актуально строительство дамб, укрепление берегов. То есть целый комплекс работ по улучшению состояния реки Вятка.
Анатолий Русских,
Гидротехнолог, представитель общественной организации «Хранители Вятки»: