Что сейчас делает ваш сотрудник? Ищет клиентов или болтает с подругой в чате facebook? Пока это выяснить невозможно: рядом с каждым нельзя поставить контролера, который с секундомером в руках будет следить за менеджерами.
Все изменится через год-два.
Сначала крупные, а следом за ними и небольшие компании повсеместно станут внедрять системы контроля и учета времени. Руководители будут знать, сколько его подчиненные болтают в курилке, как часто ходят в туалет, какие сайты посещают.
В зависимости от этих показателей будет строиться система мотивации и контроля. Тот, кто четверть времени проводит в социальных сетях, нарвется на штраф. Перемывают боссу косточки в курилке? Повод для проверки в службе безопасности. Отлучаются в туалет? Проверка на наркотики.
Думаете, это фантастика? Ничего подобного. Такие системы производятся и внедряются уже сейчас. Подобные системы не требуют установки дополнительного оборудования.
Первыми задумались об экономии времени компании, у которых имеются крупные контакт-центры. Там счет идет на секунды: двухминутное отсутствие нескольких сотрудников на рабочем месте в «горячий» час может привести к серьезным проблемам с качеством обслуживания, а значит – к крупным убыткам. Что это дает? Сейчас компания, имеющая контакт-центр на 100 рабочих мест, тратит только на оплату работы сотрудников около $1 млн в год. Внедрение системы планирования и контроля времени позволяет снизить эти расходы на 15-20%, что позволяет окупить систему за год, а дальше получать прибыль. Call–центр — обычно лишь маленькая часть организации. Кроме него есть еще и сотрудники, обрабатывающие различные заявки, документы и т. д. Прежде всего это кредитные менеджеры, которые оформляют поступившие к ним заявки на получение займа. За ними следить сложнее: попробуй проверь, что он там делает. Но и это возможно. Как только крупные компании стали задумываться о том, чтобы адаптировать системы планирования для надзора за сотрудниками, чья работа менее формализована, производители не заставили себя долго ждать. В России уже появились системы учета для бэк-офисов организаций, региональных филиалов. Недавно такая система была запущена в одном из крупнейших банков. Она дает возможность анализировать, что происходит на рабочем месте сотрудника, и в дальнейшем объединять аналитику со всех рабочих мест в единый отчет. В результате система фиксируют все затраты времени на те или иные задачи. При этом система сама может построить график выполняемых работ на всех местах и проанализировать получившийся результат. После этого можно выявить злоупотребления со стороны сотрудника. Или провести дополнительное обучение, если сотрудник просто не знает, как именно нужно решать те или иные задачи. А также дать задание техническим специалистам на улучшение эргономики рабочего места.
Что будут уметь электронные надзиратели через пару лет? В крупных офисных центрах компании смогут построить систему надзора, связав видеонаблюдение с информацией, получаемой с компьютера сотрудника и датчиков перемещения. Работодатели будут знать практически все: что именно пишет сотрудник (за счет программы, которая анализирует, что происходит на рабочем компьютере) — деловое письмо или пост в социальных сетях. Сколько он тратит времени на работу, а сколько — на развлечение. Как часто отлучается и с кем и о чем разговаривает. Системы видеонаблюдения уже сейчас могут в автоматическом режиме проводить сложный анализ записываемой информации, отслеживать перемещения людей и грузов.
Используя все эти данные, можно понять, сколько времени тратится впустую и как ликвидировать эти «утечки». Соответственно будет построена и система мотивации. Можно легко увязать эти данные с другими производственными показателями и давать премии за экономию или назначать штрафы за перерасход времени. Причем премии можно выдавать не только деньгами. Само время станет в этом случае наградой. И сотрудников можно будет поощрять свободными минутами. В call-центрах уже сейчас в качестве небольшой премии выдают короткий перерыв или на час раньше отпускают с работы.
Тоталитарное общество в чистом виде? Я так не считаю.
Россия, как известно, проигрывает развитым экономикам не только по уровню технического оснащения производства. У нас крайне низкая производительность труда. Чтобы модернизировать производство, нужно несколько лет и огромные вложения. А вот модернизировать рабочий процесс – то есть задействовать ресурсы, которые лежат у нас под ногами – можно за очень короткое время. Так почему бы нам наконец не воспользоваться этой возможностью?
Леонид Перминов, руководитель направления оптимизации контакт-центров компании CTI.