Самое тайное: Великий пост

Выходит, пост физический - по силам, а пост духовный - изо всех сил? Не будем делать самостоятельных выводов. Послушаем старцев.

Время поста всегда непростое. Почему-то в пост кажется, что количество проблем и задач увеличивается ежедневно, будто проверяя тебя на прочность - выдержит или нет? Выдерживаешь, значит завтра будет еще больше. Страстная неделя - не только последняя неделя Великого поста, но и самая, пожалуй, сложная. 

Чему учит нас пост? Не столько гастрономической воздержанности - сегодня много вегетарианцев и веганов, они прекрасно обходятся без продуктов животного происхождения, не находясь в рамках поста. Пост-это время, когда задумываешься о своих поступках, стараешься очистить свои мысли, себя изнутри. Стараешься взвешивать каждое слово, не только слетающее с языка. И вот это по-моему и есть самое сложное, и, кажется, самое важное. Мы привыкли обзываться походя, жаловаться на отсутствие денег, друг на друга. Множить словами горести, не видя прекрасного, не замечая достоинств окружающих и достатка в своем доме, делаясь от грустных мыслей все несчастнее и несчастнее. 

Однажды я разговаривала с батюшкой по поводу поста. Я тогда еще вовсю мясоядничала, и спросила, как бороться с желанием слопать, скажем, котлету? Именно слопать, ведь когда ты себя в чем-то ограничиваешь, потому что "приходится ограничивать", это вызывает огромное, просто яростное желание немедленно это слопать. Огромную котлету. И может быть, две. И ты стремишься, конечно, заниматься какими-то делами, и даже очень старательно трудишься, кажется, но в голове по-настоящему сидит только вот эта замечательная, ароматная котлета. И единственное, чем ты, честно говоря, занимаешься - пытаешься ее прогнать. И тогда батюшка сказал золотые слова о том, что настоящий пост - это совсем не диетология. И что лучше пытаться очистить свои мысли, следить за ними, чем позволять котлете замещать собой Бога в твоем сердце. И что конечно, если так получилось, что ты в поездке, или командировке, или в гостях, или болен, и котлета-единственное, что ты можешь съесть: помолись и съешь. Но не вступай в сделку с совестью, надо четко понимать, что мысль "Я съем эту котлету, потому что она мешает мне думать о Боге" - от лукавого.

"Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15, 11). Господь сказал это не потому, чтобы Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас. Нет, и Сам Он постился, и апостолов научил у этому, и в Своей святой Церкви установил посты. А сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою содержать в посте, не делая поблажек ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным средством к тому. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти - было бы чудом, похожим на то, что-бы быть в огне и не обгореть. У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли.

Епископ Феофан Затворник

Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость.

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

До Пасхи осталось совсем немного времени. Важно сохранить себя в терпении, благоразумии, спокойствии и доброте. Впрочем, не только в пост, верно?

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...