«В России их размер крайне мал», - комментирует Наталья Андрияшина, заместитель начальника управления защиты прав потребителей ведомстваю. Проигравшие суд ответчики должны возмещать минимум четвертую часть от заявленного иска. Роспотребнадзор в ближайшее время рассмотрит проблему компенсаций совместно с ВАС.
По словам экспертов, в отличие от России, где компенсация морального вреда воспринимается большинством населения как некая «диковинка», зарубежные государства имеют, как правило, весьма продолжительный опыт выплат компенсации
.
« Кроме Конституции подробно о компенсации морального вреда рассказывает Гражданский кодекс, а именно, из 8 главы части 1 кодекса, которая определяет положения, на основании которых должны регулироваться споры о нематериальных благах и их защите. Единственное, что стоит отметить -в разных делах и у разных судей могут быть различные критерии оценки. Следовательно, хоть сто раз мы изменим законодательство, от этого мы не уйдем. Люди все разные, поэтому каждый реагирует на одно и то же событие по-своему. Поэтому мы предлагаем запустить механизм относительно возмещения морального вреда, связанного не с каким-либо физическим ущербом, а с причинением материального ущерба. Получается моральнвые страдания я перенес, но физических увечий не случилось. Фактически, если нет вреда здоровью, то будет очень сложно что-то с этим связать. У нас в стране никто не запрещает просить миллионы у компаний, но вопрос в другом — будет ли эта сумма разумной. Кто-то может действительно, когда поел черствый пряник сломал единственный свой зуб. Скажем так, исходя из правил разумности, у нас неплохое законодалельство. Вот только, если у нас будут преценденты вот такого плана, то у нас начнутся злоупотребления. Главное — сохранить равновесие между причиненным размером вреда и реальными моральными страданиями. По-другому никак. Поэтому сравнивать себя с зарубежнми странами не стоит, у них прецедентное право, и если Петрову заплатили миллион, то почему Сидорову нельзя?», - объясняет Игорь Ларин, именной партнер ООО «Ларин и Партнеры».
Возможность требовать компенсацию морального вреда – это неотъемлемое право каждого гражданина. Однако Сергей Новиков, психолог, психотерапевт, считает, что деньгами горю не поможешь.
«Понятия "моральный вред" и "компенсация морального вреда" для меня имеют разные значения. Потому как любой человек, который испытал какой-то ущерб понимает, что никакой компенсацией горю не поможешь. Как бы ни подняли сумму, ее всегда будет мало. Но тот факт, что этой проблемой озадачены сейчас, уже радует. Этого будет недостаточно, ведь осадок в душе останется. Когда чиновники говорят, что они полностью компенсировали моральный ущерб — они лицемерят», - считает Сергей Владимирович.
«Потребитель всегда страдает, когда покупает товар ненадлежащего качества. Например, человек купил компьютер, забил его своми фотографиями, отчетами, проектами, а он у него через день ломается, причем данные теряются без права на восстановление. Человек очень сильно переживает, но это ничем не докажешь. Суд может заплатить 4000 рублей, но не больше. А все потому, что человеческая жизнь сама по себе очень дешевая, если за сломанную руку человеку заплатят всего десять тысяч рублей. Все это происходит потому, что суд учитывает сложившейся практикой, хотя иногда нужно вспомнить свои убеждения и руководствоваться законом. Должно быть равенство, если человек докажет, что он пострадал на миллион, то почему бы ему не выплатить эту сумму», - добавил Антон Хохрин , председатель правления Кировской региональной общественной организация защиты прав потребителей «Народный контроль».
Следите с нами за развитием событий.