Виталий Тищенко: Изображая жертву

Барахтанье в цифровых волнах интернет-океана давно и красиво окрестили веб-сёрфингом. Правда, в моём случае это больше напоминает копание в веб-мусоре, выброшенном на берег ежедневным информационным штормом. Ведь в отличие от сёрфера, который знает, зачем скользит на своей подобной обмылку доске, я понятия не имею, найдётся ли на песке среди тухлых водорослей что-нибудь интересное.

Барахтанье в цифровых волнах интернет-океана давно и красиво окрестили веб-сёрфингом. Правда, в моём случае это больше напоминает копание в веб-мусоре, выброшенном на берег ежедневным информационным штормом. Ведь в отличие от сёрфера, который знает, зачем скользит на своей подобной обмылку доске, я понятия не имею, найдётся ли на песке среди тухлых водорослей что-нибудь интересное.

Но недавно мне повезло. Я прямо-таки ощутил себя Шерлоком Холмсом, которому показали плящущего человечка. Полноводный Вайфай плеснул мне в глаза сообщение о том, что группа исследователей автобезопасности дистанционно свела с ума современный автомобиль, выведя его из подчинения пилоту.

Жареным этот факт становится от того, что физически машина осталась девственной. Через стандартный диагностический разъём дядьки из двух американских универов подключили к её электронным мозгам ноутбук со своим софтом. И беспроводным способом управляли им со второго компьютера, двигаясь параллельно в другом автомобиле.

Помимо шалостей с климат-контролем, радио и показаниями спидометра они продемонстрировали умение отпирать/запирать двери, глушить мотор и даже не давать автомобилю-жертве остановиться — как бы водитель ни топтал «электронную» педаль тормоза. Технически в несанкционированном превращении реальной машины в радиоуправляемую модель масштаба 1:1 никакого особого подвига нет. Продвинутому тинейджеру это ещё не по зубам, но грамотному спецу всё более или менее ясно. И если опустить массу безумно интересных выпускникам МАМИ и МИРЭА подробностей, останется голая мораль:

Современный автомобиль стал цифровым настолько, что его уже можно хакнуть.

Причём автопроизводители этому особо не препятствуют. Общеизвестный пример такого взлома — чип-тюнинг, доступный даже обладателям сверхбюджетных «тазов» и «вёдер с болтами». Слава богу, на блок управления вазовским мотором ещё нельзя прикрутить Playstation с игрой Need for Speed и выиграть чемпионат по дрифту. Однако на моей памяти пока только Nissan GT-R с зашифрованными программами управления двигателем и коробкой официально объявлен создателями нетюнингуемым. Что только раззадорило любителей поковыряться в чужом хард-н-софте.

Конечно, одно дело — накинуть мотору десяток «лошадей» и перенастроить выпуск с Евро-5 на Евро-0. Другое — остаться «безлошадным» благодаря угонщику с ноутбуком. И совсем третье — оказаться запертым в машине без тормозов... Приходится признать: современный автомобиль может выйти из повиновения не только от того, что педаль заклинило, в карбюратор попала вода, а рулевая тяга осталась во-о-он на том пеньке. Это факт. Вопрос в том — как к нему относиться.  

Вариантов, по-моему, три. Первый — желтушно-конспирологический: кричать «Жизнь автомобилиста в опасности! Автомобили одержимы электроникой!» и бояться. Легко представляю заголовки «Невинный дедушка в лапах обезумевшего Форда» или «Chevrolet убил домохозяйку об стену». Но что дальше? Даёшь возврат к аналоговому управлению! Газ — тросиком, двери — ключиком, передачи и стёкла — ручкой, «климат» — опахалом. Нравится? Мне — нет.

Я слишком хорошо помню, как вместе с другими журналюгами ругал первые АБС и ESP.

Мол, ездить надо уметь, а не ждать милостей от тупого электричества. Даже придумал спецкнопку HAXEP — Human Act of eXcluding all Electronic Programs. А теперь не всегда рискую нажать ESP off. Сегодня даже средняя электроника реагирует быстрей и точней среднестатистического водителя...

Тогда вариант второй — упреждающий. Если враг может отстранить водителя от управления, надо врага опередить: пусть отстранять будет некого! Радарный круиз-контроль, лазерные дальномеры, видеоконтроль полосности движения и мёртвых зон, спутниковый навигатор, системы аварийного торможения, самопарковки и ночного видения — всё это должно быть обязательно в базовой комплектации. Что там ещё напридумано? Ага, гранды индустрии наперебой патентуют системы общения машин со светофорами, дорожными знаками и друг с другом. Дайте! Осталось узнать у военных, как подобное шифруется на истребителях. Всё передовое немедленно внедрить — чтоб водитель был не нужен! Правда, стоить машина будет тоже как истребитель.

Все, кто бедней Абрамовича, снова сядут на устойчивых к компьютерному взлому лошадей и велосипеды... Нет, тоже не катит. Лошадь мне негде держать, а 60 километров в день на велике — лениво.

Остается третий вариант: плюнуть. Слюной. И пусть всё идёт, куда идёт. В конце концов, откуда у нас смертельные враги? Заплатил налоги — и езжай спокойно. А если что, Касперский напишет антивирус. Не зря с ним формульная команда Ferrari контракт подписала: вот им-то есть кого бояться.

Автор - зам.главного редактора русской версии журнала Top Gear

www.drive.ru/columns/3370361

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...