И на Караваджо-то я не успела, и на Коровина в Третьяковке вряд ли попаду, а вот пузырьки в ГУМе — другое дело. На пузырьки у меня время всегда найдется«, — самокритично причитает одна моя подружка. Пузырьки в ГУМе — это выставка «Наследие и современность Дома Guerlain». Прямо в магазине Guerlain собрали прекрасные флаконы — и современные, и девятнадцатого века.
Флаконы — особенно когда их много — и правда предметы почти что волшебные. Потому что вызывают в женской душе какую-то совершенно школьную радость. Независимо от того, сколько тебе сейчас лет и насколько важными делами ты сейчас озабочена. Начинаешь разглядывать флакончики — и становится так весело, как было весело году в 1988-м, в середине марта, когда солнце шпарит, снег тает, до конца третьей четверти осталось дней пять и можно уже ходить без шапки — лишь бы мама не увидела.
Я вот недавно в светской хронике видела фотографию телеведущих Авроры и Даши Субботиной — как раз с выставки флакончиков, но только с помадой, в ЦУМе. Отличная получилась фотография — больше восьми лет ни той, ни другой никак не дашь — с таким искренним удовольствием они изучают экспонаты. А согласитесь, фотографии из светской хроники вообще редко бывают удачными — уж очень людоедский это жанр.
«На моем туалетном столике — тридцать флаконов», — не без гордости пишет одна обозревательница раздела «Красота». Отличный результат! А у кого больше? Моя подружка — та, что прогуляла Караваджо, — жалуется, что не в состоянии остановиться хотя бы и на пяти любимых ароматах и покупает, и покупает новые запахи. «Новый запах — это лучший способ начать новую жизнь», — говорит она, и это правда так. А другая моя знакомая не может расстаться с почти пустыми пузырьками. У нее уже собралась целая коллекция — хоть тоже в ГУМе выставляй — флаконов с «каплей воспоминаний на донышке».
А еще сейчас есть много возможностей заказать аромат, который придумают лично для тебя, на это уходит от месяца до двух. И хоть каждый день:
некоторые парфюмеры даже снабжают клиенток номером своего мобильного — можно сообщать маэстро все мысли, которые приходят в голову о себе самой.
И это не будет выглядеть неадекватно — ведь вы всего лишь вместе работаете над ароматом вашей мечты. А тут может пригодиться любая информация: от вашего обычного меню на завтрак до соображений о воспитании детей и снов с четверга на пятницу. И если австралийский парфюмер Кристофер Ханлон берет за этот психотерапевтический процесс около 5 тысяч евро, то услуги других звезд мира ароматов — например, Матильды Лоран из Cartier — стоят в десять раз дороже. Но там на флакончик и бриллианты приклеят.
Но в конце концов не важно, сколько стоили ваши духи, — важно, чтобы они не стояли на туалетном столике без дела. «Если женщина не пользуется духами, у нее нет будущего», — говорила Коко Шанель. И правда, согласитесь, душиться не хочется или в самую страшную жару, или когда ты в самой настоящей депрессии. Впрочем, в марте призывать пользоваться духами довольно бессмысленное дело. В марте начинают пользоваться духами даже самые плохо воспитанные и нечесаные подростки — и по полфлакона за раз. Собственно, по стойкому запаху Boss Hugo Boss в московских лифтах и можно определить, что наконец-то наступила весна.