Александр Поливанов о модернизации армии

В общем-то ни у кого нет сомнений в том, что такой военной техники, как в России, нет и не будет у абсолютного большинства других стран. Обидно только, что о тех, кто на этой технике (не дай Бог!) будет воевать, думают очень мало.

В России принята программа вооружения на долгие годы вперед, суть которой в том, чтобы сделать армию боеспособной. Для этого закупается иностранная техника, по всей России загружаются оборонные заводы. В общем-то ни у кого нет сомнений в том, что такой военной техники, как в России, нет и не будет у абсолютного большинства других стран. Обидно только, что о тех, кто на этой технике (не дай Бог!) будет воевать, чиновники думают очень мало.

Недавно один американский университет разработал для военных специальную, лучшую в своем роде ловушку для мух. Чуть раньше сообщалось о полевых испытаниях робота-носильщика: солдаты могут складывать на него свои вещмешки во время похода. В американской армии тратят миллионы долларов на то, чтобы разработать систему добычи воды из воздуха и чтобы использовать в походах солнечную энергию (тогда не надо будет возить с собой топливо). Они даже о такой вещи, как трусы, подумали - и увеличили их прочность для защиты от самодельных взрывных устройств.

О подобных удобствах солдатам российской армии остается лишь мечтать. И дело тут не только в том, что в США тратят деньги вообще на все подряд, не особо оглядываясь на бюджет. И не в том, что они ведут наступательные войны, а мы нацелены главным образом на оборону. Просто о таких бытовых вещах в России на чиновничьем уровне как-то не принято думать: солдат сам сообразит, как ему отбиваться от мошкары и как спасти паховую область от подрыва на мине. А уж насчет робота, переносящего рюкзаки солдат, так это и вовсе глупости: на то она и военная служба, чтобы терпеть ее тяготы и лишения.

В стране разрабатывается новая форма, есть проекты новых казарм, закупаются мобильные госпитали, несколько предприятий наперегонки придумывают для солдат новые, улучшенные сухие пайки, изредка пересматривается и весь рацион армии. Но когда в военные части приезжают высокопоставленные лица, им показывают в основном новую технику, а не то, каких успехов удалось добиться в солдатском быту, - ну не принято у нас затрагивать такие "неприличные" вопросы. Тем более что с внедрением разного рода новинок традиционно возникают разного рода задержки, и пока одни части тестируют новую форму и дегустируют новый паек, в других солдаты по-прежнему мерзнут/потеют и недоедают.

Кажется, что чиновникам, которые думают об обустройстве быта солдат, не хватает ощущения важности собственной работы. Несколько лет (если не десятилетий) спорили, стоит ли упразднять портянки и кирзовые сапоги. В 2008 году наконец решили, что стоит, и даже публично об этом объявили. Но разве сапоги с портянками исчезли из армии? Нет, все, от Дальнего Востока и до Кавказа, в любую погоду (за исключением разве что валенок в суровые морозы), так и ходят в кирзачах. Те же, кто получил ботинки, все равно стараются переобуться обратно в сапоги - настолько ботинки оказались неудобными.

А ведь где-то есть же еще и совершенно новые разработки: кожаные плащи, каракулевые береты, свитера. Но только вот до большей части солдат они не дошли. Многообразию одежды и вниманию к бытовым мелочам противится сама система: ей удобнее, как и при советской власти, выпускать миллионы кирзовых сапог, не думая о спецификации и разных климатических зонах.

Внимание к новейшей технике и внимание к людям - это вопрос приоритетов, акцентов. Поучителен в этом смысле пример с покорением Южного полюса в 1911-1912 годах. Норвежская экспедиция Руаля Амундсена, чтобы не мерзнуть на полюсе, несколько лет изучала, как живут и чем питаются жители Гренландии, работала над разными способами управления собачьими упряжками, пыталась сделать обмундирование теплым и удобным, чтобы оно легко снималось и надевалось на холоде. Британцы же во главе с Робертом Скоттом сделали ставку на новую технику (мотосани) и на собственную выносливость. Мотосани сразу же сломались, и большую часть дороги британцы тащили поклажу на себе. В своей не приспособленной для аномальных холодов одежде они сильно мерзли, не продуманный до мельчайших деталей рацион привел к тому, что британцы довольно быстро перестали получать нужное количество калорий.

И та, и другая экспедиции достигли Южного полюса - одни за счет хорошего планирования и знания бытовых мелочей, другие - за счет героической выносливости. И неважно, что норвежцы опередили британцев на месяц, важно то, что экспедиция Амундсена превратила дорогу домой в очень сложную, но все-таки размеренную лыжную прогулку, а экспедиция Скотта погибла, не дойдя до зимовки.

lenta.ru/columns/2012/03/12/army/

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...