Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому рекламировать лекарства будет запрещено. Как утверждают авторы документа, это поможет бороться с самолечением, а пациенты будут принимать только те препараты, которые назначает врач, не оглядываясь на рекламные ролики и плакаты.
Впрочем, законодатели уточняют, что окончательный список строго нерекламируемых лекарств в любом случае утвердит Минздрав.
«С проблемой самолечения, на мой взгляд, следует бороться именно такими способами: запретить рекламу лекарственных препаратов, призывающую избавиться от всех болезней», - заявила Ольга Красногорцева, главная медсестра медицинского центра «Сантэ».
У производителей могут возникнуть проблемы с вводом на рынок нового препарата, что принесет дополнительные расходы. Значит, и продукт окажется дороже.
Николай Беспалов, директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта», пояснил изданию РБК: «Сейчас реклама является одним из наиболее эффективных способов выхода на рынок и поддержания продаж. Если произойдет рост расходов на продвижение, компании будут закладывать это в стоимость препаратов».
«Да, население, конечно же, поддержит, население достала эта реклама. Но, с другой стороны, мы понимаем, что живем в рынке, и этот рынок должен развиваться. Фаркомпании зарабатывают свои прибыли на продаже своих препаратов, но любая сверхприбыль в этой отрасли оправдана, потому что, получив сверхприбыль, фармкомпания реинвестирует ее в создание новых производств, новых молекул», - поясняет Давид Мелик-Гусейнов, директор аналитической компании Cegedim Strategic Data, журналистам Business FM.
Впрочем, от запрета на рекламу аптеки не должны сильно пострадать.
Если в одном секторе продажи и могут упасть, то в другом повысятся. А значит, потерь для бизнеса ждать не приходится, уверен Александр Кузин, коммерческий директор сети «Ригла».
«У нас рекламируют только безрецептурные препараты. Если что-то назначил врач, то человек будет принимать именно это, - говорит Ирина Кузнецова, заведующая Аптеки №103. - Но есть большая масса покупателей, которые приходят и просят именно рекламируемые препараты — те, которые «на слуху». Зачастую даже зачитывают рекламные слоганы. Хорошо это или плохо — я не берусь судить».
Эксперты указывают на европейский опыт. Ни в одной стране нет полного запрета на рекламу безрецептурных препаратов. Однако в развитых странах рецепты обязательны для всех медикантов, кроме разве что аспирина. Врачи же поддерживают планируемое нововведение. Если законопроект примут в этой редакции, то пациенты будут принимать только то, что назначил врач, а фармацевт а аптеке уже не сможет советовать, что именно приобрести, например, от головной боли.
«Что касается проблемы самолечения, она есть. Зайдите в любую аптеку и услышите, как посетители спрашивают фармацевтов, что бы им купить. И им дают советы, правда, к сожалению, не всегда грамотные», - говорит Наталья Котова, заместитель главного врача по поликлинической работе Кировской городской больницы №3.
Для справки.
В 2011 году объем рынка безрецептурных препаратов составил 8,1 миллиард долларов, на розничный сегмент приходится 7,8 миллиардов долларов. Это примерно 50% розничного рынка.
Photo by Laurynas Mereckas on Unsplash