Кирилл Харатьян: Смирительные блины

С одной стороны, срок Масленицы — необыкновенно долгий: неделю приходится каждый день есть, и есть помногу. С другой, как говорит один московский монах, — это подчеркнуто ограниченный срок, напоминающий, что жизнь ох как коротка.

В понедельник у нас начинается Масленица, вроде как традиционная праздничная неделя. Интересный вопрос, конечно, чего это мы таким торжественным образом празднуем.

Потому что другого такого праздника в году нет. А Новый год, возмутится проницательный читатель? Десять дней выходных и сплошного пьянства? Новый год не то: эти десять дней российскому народу дала не традиция, а политика; сейчас вот перенесут эти выходные на май, и все тут. Масленичной же неделе не сто и даже не триста, а полторы тысячи лет. Русская традиция, конечно, моложе, но и ей уже многие сотни лет. И что интересно: с точки зрения трудового календаря, неделя как неделя, рабочая, а все равно — праздник.

Ну так все-таки, что же мы празднуем? Зачем нам блины с икрой, блины с рыбой, зачем катанья и визиты к теще, зачем мы так нарочно веселимся?

Затем, что — и это, конечно, должен знать всякий, намазывающий блин сметаной, — следом за Масленицей начинается Великий пост. В недавней старине это был единственный многодневный пост, в который общество действительно говело, то есть не только ограничивало себя в питании (один раз в день, только растительную пищу), но и вообще в жизненном укладе: на время поста прекращались балы и концерты, люди не ходили друг к другу в гости, старались вообще никак не развлекаться; говоря проще, отгораживались от внешнего шума и затворялись сами в себе. Каждому из нас, наверное, есть о чем посожалеть и подумать.

Сегодня-то ситуация еще хуже, чем тогда: будучи окружен электронными устройствами со всех сторон, современный человек практически не слышит сам себя.

Вроде бы приятные штучки, удобные — но они же как-то накладывают на пользователя обязательство пользоваться ими. Да, и еще один важный момент: последний день масленичной недели называется Прощеное воскресенье; в этот день надо взять и забыть все собственные неприятности и переживания, а также закрыть все счеты ко всем знакомым и незнакомым и простить им всё, что накопились за год. Забыть и простить так, чтобы никогда больше не вспоминать.

Так что вполне логичным выглядит старинный обычай — на Масленицу побывать в максимальном числе гостей. И в продолжение этих визитов за пышным блинным столом посокрушаться о нанесенных обидах, извиниться за них. В русском прошлом, пишут, на Масленицу, кроме того, стирались сословные и имущественные различия, и старый дед-извозчик бывал принят в дворянском доме. (Ну может, не прямо так в доме, но хотя бы на кухне.) Так дополнительно подчеркивалось, что все люди равны перед Богом: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, как говорится в литийном песнопении.

Но пока что — Масленица! Масленица! Надо взять яиц и муки, сахару и дрожжей, надо не полениться и сделать настоящие кислые блины, да побольше; и надо купить икры и рыбы, сметаны и варенья, и назвать гостей к себе; а еще — отправиться посетить и тещу, и невестку, и старую бабку, и доброго приятеля, и несчастного ворчуна, и радостного пьяницу. Со всеми выпить и закусить, со всеми поплакать и порадоваться, повспоминать и позабыть.

friday.vedomosti.ru/article/2012/02/17/18281

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...