В те годы, когда опоздание чартерного рейса и овербукинг были самыми большими потребительскими рисками в туризме, дотошному клиенту для собственного спокойствия перед вылетом достаточно было прозвонить гостиницу и аэропорт. В скором времени, собирая чемодан, придется звонить в банки и бухгалтерии туроператора, отеля и авиакомпании с вопросом, нет ли у них взаимных претензий. Не ровен час, МИД выпустит памятку, что делать туристу, если на его паспорт и вещи в шкафу наложен арест. Туристам хочется знать свои права, механизм их реализации, а также расположение черной лестницы на случай побега из неоплаченного номера.
К сожалению, алгоритма поведения за границей в момент громкого хлопка, которым обычно сопровождается приостановка туроператорской деятельности, не существует. Есть несколько профилактических советов задним числом в духе Онищенко: гулять только в валенках и не дальше Суздаля, бронировать гостиницы напрямую, не зариться на горящие туры и подгадывать дату поездки под избирательную кампанию премьера. Есть общие рекомендации платить второй раз и бережно собирать квитанции, а в особо тяжелых, с участием местной полиции, случаях за неимением авианосца вызывать взмыленного дядьку из консульства для демонстрации флага. Эти рекомендации бесят людей, которых банкротство накрыло под конец двухнедельного путешествия, на исходе карманных средств, с большим соленым счетом за проживание и отказом дипломатов приехать. Оказавшись в скандальной беде и атмосфере правового нигилизма, свойственной всем теплым странам третьего мира, туристу нужно действовать интуитивно, чтобы не сказать по понятиям.
Не доверяйте всякого рода гидам, пристегнутым принимающими фирмами к массовым пакетным турам. Их функция — продажа дополнительных опций в мирных условиях. В критической ситуации они ничего не решают. Сам факт выселения из номера или требование денег за прожитые ночи означает, что принимающая фирма вас уже «слила», ваучеры свои отозвала, по долгам туроператора отвечать больше не собирается, а ее представитель вам больше не брат. Решайте вопросы только с менеджментом гостиницы, вступайте в прямые переговоры. Не признавайте за собой никаких долгов за уже предоставленные услуги.
В большинстве случаев попытка гостиницы получить деньги с «ваучерного» туриста перед отъездом — это проверка «на слабо» и жест отчаяния коммерсанта, которого обманули партнеры.
Если вам угрожают задержанием, аннуляцией обратного билета, проблемами при пересечении границы — постарайтесь не верить, тихо бегите или, наоборот, торжественно отчаливайте со скандалом, уничтожая имидж отеля бортовым залпом негодования на понятном английском. Когда заплатить предлагают при заселении, решайте сами, менять отель или платить второй раз; если это происходит в ходе поездки — не платите за те ночи, что уже прожили. Страхи, связанные с обратным билетом, не стоит преувеличивать: скорее всего вас вывезут без доплаты, если согласитесь помучиться и подождать. Если лопнувший туроператор имел блоки мест по чартерному тарифу на регулярном рейсе и авиакомпания посадила вас на рейс из России, то вас вывезут и обратно, так как кресло оплачивается в оба конца. Если лопнула сама авиакомпания, то вас вывезет другая, потому что в вопросах репатриации наши власти со сталинских времен весьма щепетильны. Будут даны соответствующие распоряжения.
По возвращении домой переведите дух и, пока туристический рынок вырабатывает механизм саморегуляции, вставайте в очередь за выплатами по финансовой гарантии, на профессиональном сленге именуемой «фиг».
Автор — генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»