«Ростелеком» победил в открытом конкурсе Министерства здравоохранения и социального развития на создание первой очереди интегрированной электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней с использованием сервисно-ориентированных и облачных технологий. Это следует из протокола оценки заявок, опубликованном на портале госзакупок. При максимальной цене контракта более восьмидесяти миллионов рублей.
«Ростелеком» предложил выполнить работу по символической стоимости - 1 руб. Это значительно ниже предложений других участников конкурса.
Компания «Астерос» предложила выполнить контракт за 12,5 млн руб., «МедлайнСофт» указал цену 27 млн руб., «Корус Консалтинг ИТ» - 45 млн руб., «ИБС Софт» - 61 млн руб. и «Армада Софт» - 65 млн руб.
В пресс-службе «Ростелекома» пояснили, что для компании этот проект, в первую очередь, является социальным: «Мы хотим создать современную инфраструктуру отечественного здравоохранения, которая была бы удобной для граждан и эффективной». Себестоимость проекта в компании затруднились назвать, отметив лишь, что «Ростелеком» уже имеет готовое решение, которое «удовлетворяет всем требованиям Минздравсоцразвития, и просто безвозмездно передает его государству».
Многие специалисты не верят, что когда-нибудь в рядовой российской поликлинике все будет компьютеризировано, а пухлые истории болезни с потрепанными страницами исчезнут. По словам Олега Симакова, руководителя департамента информатизации Минздравсоцразвития России, сейчас готовится общая концепция по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года. Утверждена она будет уже в этом году. Ожидается, что через пять лет эта электронная система только начнет работать в масштабе всей страны.
Задача переноса данных из старых карт в компьютерную базу, содержащую электронные медицинские карты, не ставится вовсе. Переход на ЭМА планируется по мере обращения граждан в больницы, что займет несколько лет. В среднем таких обращений около миллиарда в год — по 9 обращений на пациента.
Понадобится как минимум пять лет для полномасштабного функционирования системы в регионах с информацией по всем пациентам. Планируется так же создать общую базу, содержащую деперсонифицированную информацию об онкологических больных, больных диабетом, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эти регистры сейчас составляются различными НИИ, но они неполные. Это часто зависит от возможности сотрудников клиники внести своих пациентов в общую базу. А это дополнительная нагрузка на персонал. Глобальный план — переход на электронные медицинские карты.
"Вопрос очень интересный. Прогресс не стоит на месте, скоро он доберется и до нас. Если организация начнет раньше, тем лучше для нее. Но бумажный вариант карты все равно останется. Скорее всего, придется делать два варианта: заполнять бумажные карты и электронные. А это уже двойная работа. Да и специалистов придется переучивать, значит и требования к специалистам будет выше. Я считаю, что в ближайшее время ничего не изменится, ведь посмотрите на электронный прием, он до сих пор не популярен среди кировчан. А так я не против этих нововедений", - считает Барамзин Николай, директор кожно-венерологического кабинета.
"Меня это нововедение точно не заинтересует. Для меня проще, чтобы врач заполнил карточку своими каракулями. Тем более, эти карточки остаются в центре, на руки их никто не выдает. Мне проще пользоваться бумажными", - прокомментировал Сергей Вторых, директор медицинского оздоровительного центра ООО "Кинезис".
В 20 процентах учреждений они уже ведутся. Но они все разные, потому что информатизация была стихийной, по потребности.
"Во-первых, эти карты уже есть. Я знаю, что в областной больнице заполняют тикие карты, в Альфа-центре тоже. Но в нашей организации, мы их не ведем. Пока и не собираемся. А когда точно, пока не могу сказать", - обЪяснила Наталья Блинова, директор ООО "Евромед".
Задача Минздравсоцразвития — сделать медицинскую карту единой.
Для этого необходимо составить классификаторы по всем препаратам, технике, разработать форматы интерфейсов ввода данных с возможностью создавать шаблоны для врачей — диагнозы в профильных специализациях часто повторяются. В стационарах врачам проще. У них есть время на ведение историй болезни, а в поликлиниках у врачей по 15-20 больных за один прием. И чем больше будет шаблонов, тем легче будет работать медперсоналу.
После подготовки всех основных компонентов можно будет переходить на медицинскую информационную систему. Что же касается финансирования данной программы, Минздравсоцразвитие уже выделило 239 миллионов рублей на создание главных компонентов и переход к пилотному проекту.