С каждым днем все чаще приходится слышать восклицания кировчан: «Опять открывается торговый центр! И зачем нам столько торговых площадей? Лучше бы производили, а то продают одно и то же». Для примера можно взять ТЦ «Лето», который на днях открылся напротив железнодорожного вокзала. Дело в том, что у некоторых возникают опасения, что на все ТЦ просто не найдется арендаторов.
Но при этом каждому кировчанину хочется видеть свой город красивым: с новыми зданиями, эффектной подсветкой и соответствующей инфраструктурой. А этого без инвесторов не добиться.
Сейчас мнения экспертов сходятся в одном. Торговых площадей в Кирове будет все больше. От этой тенденции не уйти.
Ничего удивительного в этом нет. Сейчас стратегия развития как девелоперов, так и ритейлеров одна: идти в регионы.
Ставка на ритейлеров
Ранее эти крупные компании развивались преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Однако там просторов для них уже не осталось. Пришлось обратить внимание на остальную часть России. Особую роль сыграло еще и то, что власти Москвы больше не выдают девелоперам разрешения на строительство. Как оказалось, выход из столиц у всех один.
Впрочем, кировские специалисты утверждают, что в нашем городе торговых площадей не так и много. По сравнению с общероссийскими показателями его оценивают как низкий. Поэтому есть куда расти и куда строить. Остается надеяться, что будущие стройки не заполонят все «зеленые» уголки города.
«Уровень насыщенности торговыми площадями в нашем городе все еще оценивается статистиками как низкий по сравнению в общероссийским уровнем. Несмотря на то, что ежегодно открываются новые торговые центры, недостаток качественных торговых площадей приводит к тому, что они не отвечают требованиям современного ритейла. В последнее время открытость региона для федеральных инвесторов повысилась, соответственно, будут появляться новые торговые площади, что в свою очередь усилит конкуренцию и заставит владельцев местных торговых центров повышать свой уровень развития», - уверена Наталья Петухова, начальник отдела маркетинга компании «Вятка-ЭКО».
Прямая дорога в регион
Ритейлерам ничего не остается, как устремиться в регионы. Такая тенденция прослеживается во всех торговых сетях. Например, за последнее время в Кировскую области уже пришли Х5, МЕТРО, «Магнит».
Не исключено, что в ближайшем будущем ритейлерских магазинов станет еще больше. Причем не только в Кирове, но и во всей области. Ведь компании заявляют, что готовы идти в города, где численность превышает всего 3 тысячи человек.
«Естественно, мы анализируем платежеспособность населения нового для себя города прежде всего за счет изучения экономической ситуации на градообразующих промышленных предприятиях, а также по уровню конкуренции. Однако сейчас лучше быть в небольшом городе, но выйти первым и занять доминирующую позицию», – поясняет Римма Ремизова, руководитель дирекции по связям с общественностью Группы «Вестер».
Соответственно, за ритейлерами пойдут и девелоперы. Ведь ритейлеру нужны торговые площади в большом объеме, чего в Кирове, откровенно скажем, не хватает.
Между тем, региональные власти только приветствуют приход федералов. Во-первых, повышается доступность товаров. Во-вторых, идет привлечение инвестиций в регион, создание новых рабочих мест и, конечно, налоги в бюджет. Собственно говоря, ритейлеров к регионам подталкивает и Закон «О торговле». Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз подготовили поправки к закону.
Напомним, что планка для торговых сетей была определена долей в 25 %. Однако как рассчитать эту долю законодатели не рассказали. Так что каждый рассчитывал ее сам для себя. Нет ничего удивительного, что у каждой компании доля на рынке не превысила заветной цифры в 25%.
После принятия поправок торговые сети лишат возможности за счет новых приобретений увеличивать свою долю на местных рынках свыше 25 % объема розничной торговли продуктами питания. В новой редакции, если до момента приобретения дополнительных площадей объем товарооборота был 24 %, а с новой площадью он получится выше 25 %, то площади будут считать незаконно приобретенными, данная сделка признается недействительной.
Вопрос инфраструктуры
Кстати, в Правительстве России готовят новые требования для девелоперов. В частности Минтранс и Минэкономразвития планируют внести поправки в Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах». Так девелоперы должны будут строить за свой счет не только подъездные дороги, но и полосы разгона и торможения к торговым центрам. Отметим, что на сегодняшний день такие требования предъявлены только к придорожным сервисам, например, автозаправкам.
Как недавно рассказал Сергей Лебедев, владелец ТЦ «Лебедь», в интервью газете «Бизнес Новости», в нашем городе сейчас ввели много торговых площадей, отчего цена за аренду резко упала с 1 тысячи рублей за «квадрат» до 300-350 рублей.
При этом многие арендаторы утверждают, что в Кирове слишком высокая ставка аренды торговых площадей при отсутствии инфраструктуры. Так многим не хватает парковок, грамотного позиционирования самого Торгового Центра, рекламы, часто нет даже туалетов для покупателей.
«Сегодня мы попросту выживаем, тратя почти всю выручку на то, чтобы оплатить площади. Поэтому вынуждены привозить дешевый товар», - говорит арендатор одного из кировских торговых центров.
Тем не менее, сегодняшние тенденции диктуют супермаркетам и ТЦ новые правила.
Покупателям больше по вкусу, если есть не только торговая площадь, но и место для отдыха. К сожалению, не все могут похвастаться свободным местом для этого. Отсюда и тренд на увеличение торговых площадей. Хотя в нашем городе есть новые торговые центры, которые работают по старой схеме. Придется ли им изменить отношении к этому мы скоро узнаем.
«Мне нет особой разницы, какая компания придет в Киров. Причем, и как потребителю и как представителю организации, которая объединяет в себе представителей производителей, - говорит Андрей Усенко, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты. - Если исходить из существующих площадей, то пока для крупного ритейлера форматов тут не вижу. Например, для «Перекрестка».
Конкуренция за места
Естественно, лидирующие позиции в регионе займет тот, кто придет раньше.
«Конкуренция за места настолько усилилась, что развиваться в крупных городах порой просто не имеет смысла, ритейлеры вынуждены идти в более скромные населенные пункты», — считает Татьяна Ключинская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International.
Однако некоторые ритейры предпочитают обосновываться не в новом здании, а использовать уже построенные. Например, не так давно кировская сеть магазинов «Экономная Семья» была продана ритейлеру X5 вместе с помещениями.
Не секрет, что прибыльность торгового бизнеса напрямую зависит от оборота. А он у федеральных сетей выше, чем у кировских компаний.
Как бы ни утверждали кировские специалисты, что от прихода ритейлеров закрываться местные магазины не будут, итог получается другой. В частности, эксперты говорили о том, что каждый найдет своего покупателя и «делить территорию» не придется.
На деле в Кирове мы видим картину, когда закрывается сеть магазинов «Континент». По некоторым данным, скоро в Кирове о ней останутся лишь воспоминания. Однако в руководстве компании нам не пояснили истинную причину.
Новые форматы
Есть и еще один немаловажный фактор. В Кировской области некоторые форматы торговли и вовсе не представлены. Например, DIY. В начале декабря в Кирове открылся федеральный ритейлер «Стройдепо», который как раз работает в этом формате.
Как утверждают в компании, они выбрали Киров, потому что он занимает первое место по вводу жилья в ПФО. А что еще нужно строительной компании?
Другие эксперты сомневаются в привлекательности Кирова. Так, например, Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC, считает, что дело тут не столько в численности населения, сколько в среднем уровне дохода. Кроме того, у зарубежных сетей гораздо жестче требования к помещениям: площадям, техническим параметрам, высоте потолков, конфигурации залов. Возможно, они просто не смогли подобрать оптимальный для себя вариант в нашем городе.
Кстати о логистике
По оценкам экспертов, ритейлер будет работать в полную силу, если распределительный центр находится в радиусе 500 километров от гипермаркета. Это усредненные показатели. Понятно, что для каждого ритейлера они отдельные в зависимости от развитости системы доставки.
Впрочем, в этом отношении Киров находится на выгодной позиции. Город находится в центральной части европейской России, сюда ведет железная дорога, также как автомобильная. К слову, за последнее время качество дорожного полотна увеличилось.
Эти преимущества видят не только жители Кирова. Как мы уже рассказывали, в Котельниче планируется построить логистический центр класса «А» на площади 480 тысяч квадратных метров. Согласно проекту, здесь же планируется открыть предприятия по переработке мелкотоварной древесины и завод по производству железобетонных изделий.