Профессиональная пригодность - наличие у человека качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей при сохранении здоровья на всем протяжении трудовой жизни. Профессиональная пригодность определяется по совокупности критериев, среди которых важное место занимают медицинские показатели, а также наличие профессионально важных психофизиологических качеств. Эти качества оцениваются в исследованиях, учитывающих типологические и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека. Для многих профессий учитывается состояние сенсорных систем, особенно зрения и слуха.
Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др
В процессе профессионального отбора оценка профессиональной пригодности проводится по принципу деления контингента на группы: пригодные, непригодные и условно пригодные. Непригодными считаются лица, которые не могут быть использованы в данной профессии. К условно пригодным относятся кандидаты в профессию. В ходе тренировки при достаточно сильной положительной мотивации происходит успешное развитие отдельных профессионально важных функций, после чего лица из категории условно пригодных переходят в категорию пригодных для работы в данной профессии.
При определении профессиональной пригодности недостаточно оценить какое-то одно психофизиологическое свойство, даже если оно и является весьма важным. Для оценки психофизиологических свойств, выделенных в результате профессиографического анализа деятельности, используются соответствующие методики, обладающие необходимой надежностью и прогностической валидностью:
индивидуальное обследование с применением аппаратурных методик;
групповое обследование с использованием бланковых психофизиологических тестов;
индивидуальная беседа и наблюдение по заранее составленным планам;
моделирование основных элементов профессиональной деятельности.
Однако во многих сферах известны примеры, когда человек, которого формально нельзя признать профессионально пригодным, являлся блестящим специалистом в своей области.
Так, гениальный композитор Бетховен создавал музыкальные шедевры, даже полностью потеряв слух, а знаменитый летчик Маресьев продолжал летать и после ампутации обеих ног, являясь образцом мужества, героизма и преданности своей Родине. Но ведь слух, качество абсолютно необходимое для музыканта. И летчика Маресьева из-за отсутствия обеих ног все комиссии признали профнепригодным!
Здесь срабатывает так называемый закон компенсации. Организм человека и его психика устроены так, что попадая в определенные условия, одни функции способны заменяться другими.
Кто не слышал истории про знаменитых и всеми любимых актеров, которые при поступлении в театральные училища были признаны полностью непригодными к актерской профессии? Из-за нестандартной внешности или нарушения дикции их не принимали на обучение. И только благодаря упорству и несокрушимой уверенности в своих способностях, именно эти люди, ломая стереотипы и привнося свой самобытный колорит, превратили свою «профнепригодность» в уникальность.