В недопоставке вагонов виновно все-таки «РЖД», а не ее "дочки". Такое решение вынесла Федеральная антимонопольная служба. По мнению ведомства, головная структура должна отвечать за действие своих дочерних организаций. Дела возбуждены и против самого «РЖД», и против дочерних организаций - «Первой грузовой компании» и «Второй грузовой компании».
Антимонопольщики признали ОАО «РЖД» нарушившим ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции». При этом ведомство не усмотрело нарушение в действиях собственников подвижного состава ОАО «ПГК», ОАО «ВГК».
«По внутреннему рынку сдвиги есть. Но операторы в один день могут «засыпать» нас вагонами, а в следующую неделю не будет ни одного. С экспортом в страны СНГ ситуация совсем катастрофическая. У нас срываются контракты. И непонятно, кто и как распределяет вагоны на экспорт. Сегодня у лесной отрасли беда, и куда еще стучаться - не понятно!», - делится Анатолий Конов, коммерческий директор «МАЙСКЛЕС».
Сейчас антимонопольщики обязывают «РЖД» удовлетворить заявки на перевозки грузов и организовать взаимодействие с компаниями-операторами.
«Было установлено, что ОАО «РЖД» не приняло меры по исполнению вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного ещё при создании ОАО «ПГК». В частности ОАО «РЖД» не привлекло для перевозок грузов вагонный парк дочерних компаний и не организовало привлечение вагонного парка всех операторских компаний на недискриминационных условиях, - говорит Анатолий Голомолзин, заместитель Руководителя ФАС России. - Теперь эти меры будут приняты по предписанию ФАС России. При этом в соответствии с установленным порядком будет принято решение о наложении на ОАО «РЖД» штрафа».
«На мой взгляд, это не сможет полностью решить проблему. На лесников все равно не обращают внимания», - подчеркнули в одной из кировских компаний, экспортирующих лес.
«Сегодня никаких сдвигов в проблеме нет. Понятно, что РЖД реформу останавливать не будет. Они дали операторов, с которыми будто бы можно работать, но из них идет навстречу только один ТрансЛес. Да и то не справляется с количеством заявок и не может нормально, планово, ритмично подавать вагоны в нужном количестве, - говорит Михаил Скворцов, директор компании «Алмис». - Реформу, которая идет с самого верха, никто остановить не сможет. Весь парк вагонов передан, у РЖД вагонов нет. Но нет структуры, которая готова сегодня работать также четко планово и ритмично как РЖД. Ее разрушили, а другую не создали. Живем в переходном периоде».
Напомним, что новой схемой работы подвижного состава недовольны грузоотправители, которые уже подали жалобы и в саму РЖД, и в органы местного самоуправления, и в Совет Федерации, и в антимонопольную службу. Не так давно Николай Липатников, президент Вятской ТПП высказал претензии Владимиру Путину.
Ситуация складывается таким образом, что цены на вагоны повысились на 10-40% в зависимости от оператора. Но это не самое страшное. Операторские компании необоснованно отказывают грузоотправителям в приеме, согласовании и исполнении заявок на перевозки грузов в инвентарном парке. Отметим, что в связи с реформой РЖД подвижные составы перешли в собственность дочерних структур госмонополии.
Сейчас в «РЖД» заявляют, что смогут обеспечить только предоставление вагонов дочерних организаций, а вот изменять ценовую политику уже будут, так как не имеют права влиять на работу третьих лиц.
Правда, эксперты департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий считают, что таким образом решить проблему поставки вагонов не получится. По их мнению при реформе возникли значительные расхождения нормативной базы и существующих реалий, а проблемы грузоотправителей стали лишь следствием.
Следите с нами за развитием событий.