Уже практически год, как лесоперерабатывающая отрасль Кировской области начала испытывать проблемы с перевозкой грузов по железной дороге. Дело в том, что теперь вагонным составом управляет не РЖД, а ее дочерние предприятия. На днях руководству РЖД поручили разобраться с нарастающей проблемой на примере Красноярска.
На сегодняшний день в собственности компаний-оператов находится весь вагонный парк. Однако расценки на перевозку возросли в несколько раз.
В Красноярске грузовоотправители критически высказались о собственниках подвижного состава, которые не принимают во внимание возможности инфраструктуры и перерабатывающую способность станций, а действуют исходя из коммерческой выгоды. Тем более, что цены компаний намного превышают гостариф.
Владимир Якунин, президент РЖД, согласился, что в некоторых регионах «накрутка» по вагонным составляющим, вместо норматива в 15% от тарифа, достигает 90%, что отражается не только на конечной стоимости перевозимой в таких вагонах продукции, но и на всех экономических процессах в стране, пояснили в пресс-службе компании.
Грузоперевозчики предложили изменить действующее законодательство, чтобы вновь создать единую систему управления вагонным парком.
Кроме того, и в регионах должны появиться координаторы процесса перевозки. Правда, кировские лесники высказывают безнадежные мнения по этому поводу.
«По внутреннему рынку сдвиги есть. Но операторы в один день могут «засыпать» нас вагонами, а в следующую неделю не будет ни одного. С экспортом в страны СНГ ситуация совсем катастрофическая. У нас срываются контракты. И непонятно, кто и как распределяет вагоны на экспорт. Сегодня у лесной отрасли беда, и куда еще стучаться - не понятно!», - делится Анатолий Конов, коммерческий директор «МАЙСКЛЕС».
«На мой взгляд, это не сможет полностью решить проблему. На лесников все равно не обращают внимания», - подчеркнули в одной из компаний, экспортирующих лес.
«Сегодня никаких сдвигов в проблеме нет. Понятно, что РЖД реформу останавливать не будет. Они дали операторов, с которыми будто бы можно работать, но из них идет навстречу только один ТрансЛес. Да и то не справляется с количеством заявок и не может нормально, планово, ритмично подавать вагоны в нужном количестве, - говорит Михаил Скворцов, директор компании «Алмис». - Реформу, которая идет с самого верха, никто остановить не сможет. Весь парк вагонов передан, у РЖД вагонов нет. Но нет структуры, которая готова сегодня работать также четко планово и ритмично как РЖД. Ее разрушили, а другую не создали. Живем в переходном периоде».
Николай Абатуров, коммерческий директор компании "Дюкон": «Все равно получается, что мы сейчас работаем по прежней схеме» |
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Возникает принципиально новая для России ситуация: перевозчик, по сути, освобождается от операторской деятельности, но продолжает управлять движением, не имея в своей собственности достаточного количества универсальных вагонов. Наша задача заключается в том, чтобы совместно с правительством РФ, с операторами вагонного парка, а главное, с грузовладельцами выработать модель управления, при которой порожний вагон, находящийся в частной собственности, не проезжал бы мимо груза. Нужно создать такие экономические условия, при которых владельцам вагонов станет невыгодным длительный простой подвижного состава или перемещение порожних вагонов».
А в это время
Бизнес решает сложившуюся проблему, как может. Некоторые переходят на автотранспорт, кто-то сократил объемы производства, кто-то каждый день судорожно обзванивает всех операторов. За каждый вагон приходится бороться.
Анатолий Кононов, коммерческий директор "МАЙСКЛЕС": «Это эксперимент над лесной отраслью. И аналогичные проблемы не только у нас» |