Город — это место, где мы живем: работаем и развлекаемся. Город — это узкие улочки. Город — истории многих людей. А может, душой города являются здания, которые здесь построены?
Каждый человек смотрит на город по-разному. Кто-то улавливает запахи, кто-то уже настолько к нему привык, что не замечает изменений. А кто-то видит его каждый раз, как в первый. Именно так, смотреть свежим взглядом на Киров, получается у Константина Павлова.
«Это профессиональный навык. В городе мы работаем, а на здания смотрим так, как парикмахер смотрит на волосы (смеется), как кулинар смотрит на еду», - говорит Константин Геннадьевич.
О разнообразии незамеченной красоты — в интервью с Константином Павловым, директором «Архитектурной мастерской Константина Павлова».
Построить дом, посадить дерево и вырастить сына — относится к человеку, а не к архитектору. Архитектор занимается только проектом, хотя конечная цель, естественно, его реализация. Это близко по ощущениям с рождением ребенка, и появлением ростков у дерева. Как правило, это бывает в муках, как каждый раз, когда рождается что-то новое. Чем тяжелее идет, тем роднее становится.
Мои первые объекты появились в далеких 80-90х годах, когда я только приехал в Киров. Возможно, сейчас их значимыми трудно назвать, но они стали первыми кирпичиками в профессиональном становлении.
Давным-давно мы вместе с художником Анатолием Пестовым делали проект реконструкции выставочного зала на Карла Либкнехта. Раньше там был магазин «Подарки». Мы объединили все помещения анфиладной цепочкой, пробив арочные проёмы в глухих стенах.
Насколько я вижу, с тех пор его не переделывали.
Да, это как раз и хорошо. Раз не поменялось назначение здания, значит, получилось хорошо (улыбается).
Также в 80-х реставрировали памятник - дом-музей Циолковского. С дворовой стороны восстановили антресольный этаж, как это было при жизни Циолковского.
Тогда дом был жилой. Изучали старые планы, смотрели в каком образе он был изначально и постарались представить, каким он был в первозданном виде.
Когда Вы делали этот проект, приходилось ли изучать биографию Циолковского?
Конечно. Константин Эдуардович Циолковский – весьма известная историческая личность, и многое о нем мы уже знали. Тем более, что во время моей молодости космонавтика была очень популярна. Правда, мало что слышали о годах его вятской жизни. Оказалось, что как раз здесь и зародился его интерес к аэронавтике, который определил цель всей его жизни.
Одним из первых проектов, выполненных с помощью компьютера. был проект кофейни Глобус на улице Ленина. Первоначально он проектировался как жилой дом. Из того периода это наиболее удачная работа.
На ваш взгляд, какой архитектурный стиль у Кирова?
Город не может быть построен в едином стилевом духе. Это огромная живая палитра различных стилей и направлений. На карте отчётливо видны все этапы развития города.
Сразу выделяется центральная историческая часть Вятки. В глаза бросаются клеточки небольших улиц. Эта модная классическая система улиц, так называемая Гипподамова схема, олицетворяет старый город. Дальше идет развитие в советский строй. Улицы уже расширяются, кварталы становятся все крупнее, но сохраняется прямоугольная система - это послереволюционные годы развития города, вплоть до 40-х годов. А планировка новых районов утрачивает регулярные основы общей планировки города, конечно это во многом связано с новым освоением пригородных пространств и включением их в городскую структуру.
Соответственно видно и развитие архитектуры.
Как приятно жить и гулять по старой части города, с этим близким человеку масштабом улочек. При застройке их пытаются сохранять. Но в последее время неожиданно стали появляться в центре города 16-этажки. И это явные ошибки, неправильный анализ исторической среды. Разная масштабность не всегда приводит к правильному восприятию города.
Дальше идут спальные районы, где можно только спать. По большому счету дома серые, и не потому что раньше не было краски, а просто застройщикам было не до этого. Но всё-таки цветной мир побеждает серый и безликий сумрак. И город меняется, появляются красивые дома, в которых приятно жить, глаз не теряет цветоощущений.
А раньше из-за нашей … нет, не бедности. С 50х до 90х годов архитектуры как таковой и не было. Про нее забыли, нужны были только квадратные метры. Соответственно, и город таким образом развивался — улицы ведут по непонятным направлениям. Полный хаос в тех районах.
Но когда-то придется возвратиться к архитектурным канонам. Мы уже встали на этот путь, хотя все идет с большим трудом.
Все-таки архитектурой должны заниматься архитекторы. А у нас зачастую к этому привлекались проектировщики, которые к архитектуре имели весьма далекое отношение. Я имею ввиду в принципе хороших, инженеров-проектировщиков, которые знают, как построить дом, но не знают, как сделать так, чтобы он был не только красивым и удобным, но и был бы, как говорится, к месту, то есть, учитывал бы градостроительные, исторические, ландшафтные особенности этой городской среды. Да, они сделают крепкое здание, отвечающее всем стандартам, но увы, будет ли оно красивым, в это вопрос. Таких «случайных» домов в городе не так уж и мало.
Вы заговорили о высотных домах в исторической части города. На ваш взгляд, не может быть удачных вариантов смешения стилей: высокие современные здания, и невысокие исторические?
Я сторонник тех моментов, когда появляются вертикали в достаточно спокойном силуэте. Но эти вертикали должны смотреться на перспективе улиц. "Ой" будет, если предварительно не было анализа участка, не просчитаны возможные визуальные аспекты восприятия его с различных точек городского пространства.
Хороший пример для этого Барселона. Там очень много современных высоток построено в центральной части города. Каждая из них уникальна, неповторима, и не только потому что создается величайшими архитекторами, а потому что предварительно всё это глубоко анализируется и проводятся конкурсы на застройку.
В Кирове по идее должно быть также — конкурс среди архитекторов на каждый высотный дом. Так можно увидеть, как проект будет выглядеть и выбрать лучший, ведь речь идёт об изменении силуэта, характера города. Тем более, в связи с увеличением темпов строительства в городе. Если начать бездумное строительство многоэтажных зданий, то город может потерять своё облик, превратиться в заурядный городок, без истории, без лица.
Но у нас в центральной части много коттеджей. Как Вы на них смотрите?
Дома заменяют старую ветхую застройку новой. Это правильно, все должно меняться.
Коттедж городского типа как усадьба, городской дом той эпохи, в которой город начинал застраиваться. Это 2,3,4 этажа — не больше. Их коттеджами нельзя назвать, это особняки.
Например, Евгений Перов построил красивый особнячок на углу улиц Свободы и Орловской, собой он украшает улицу. Таких бы побольше!
Константин Геннадьевич, сейчас идет усовершенствование стандартов. В нормативную базу внедряются европейские нормы. Насколько это необходимо?
Нормы нужно пересматривать.
Советские нормы были понятны и использовались сугубо в профессиональной среде строителей и архитекторов. А когда произошла перетурбация, появился новый градостроительный кодекс и возникла необходимость ввести юридические составляющую в эти документы.
Да, строительные нормы абсолютно не вязались юридическими. У СНиПов не было юридической подосновы, не развита терминология. Наши нормы никогда не использовались при решении в судебных делах, здесь они бесполезны.
Зачастую это доходит до абсурда. Например, в одном из судебных разбирательств не могли точно сказать, что такое фасад. Терминология была весьма пространная, в основном в учебных изданиях, словарях, и т. д. И хотя в профессиональной среде ни у кого это не вызывает вопроса, юристам стало необходимо более четкое толкование каждого термина, тем более что, как правило, сами юристы и судьи о строительном производстве имеют весьма далёкое представление.
Взять хотя бы экспертизу. Сейчас она исследует проекты на юридическую составляющую: правильно ли был сделан тот или иной раздел проекта в соответствии с нормами и стандартами. Но на мой взгляд, лучшие технические эксперты - сами строители-подрядчики. Проект появляется на стройке, прорабы его раскладывают до последнего винтика, часто видя технические ошибки. Юрист их разглядеть вряд ли сможет.
Хотя из-за юридических ошибок могут не дать разрешения на строительство и начнутся судебные тяжбы. Застройщик может потерять не только время, но и понести ощутимые убытки.
Поэтому пришло время перейти на тот уровень, как работают все европейские страны, к юридически целостному документу. Работа достаточно сложная и продвигается очень медленно уже второе десятилетие. И им приходится в это среде проектировать и строить.
Но Союз архитекторов России выступил против намерения правительства ввести в стране выборочное применение иностранных "типовых проектов" и направил соответствующее письмо в Правительство.
Наверно, они написали о том, чтобы не было резкого перехода. Этого не поймут ни сами проектировщики, ни строители, ни архитекторы, ни сами эксперты. Во-вторых, на Западе немного другая специфика, нормы отличаются, даже стандарты черчения у нас разные.
Пусть мы и стараемся быть ближе к единой стандартизации, но отличий не избежать. Многие из них достаточно существенны, поэтому изменять нормативные документы нужно постепенно.
Строительство технически консервативно. Люди строили веками, сложилась нормативно-техническая среда, перебороть ее сложно. Различные скачки не всегда идут во благо.
Но главное - разработать юридическую составляющую норм.
Каким Вы видите идеальный дом?
Идеальный дом уже смоделирован. Это полностью компьютеризированная среда, где свет и микроклимат регулируется в зависимости и от времени суток, и от времени года.
Естественно, дом должен быть энергосберегающим. В этом-то и вся проблема города - мы задохнемся скоро от того, что у нас не хватит энергии, энергией мы согреваемся и мы ею дышим. Дом должен быть экологически чистым, то есть при минимальном энергопотреблении и максимальных комфортных условиях иметь наименьшие выбросы и отходы. Эти технологии уже разработаны, но для нас они пока слишком дороги.
Мало-помалу использование систем «умный дом» приходит и в наш регион. Правда, пока это внедряется достаточно локально. Но начало есть.
Получается, что для Вас идеальный дом отличается именно технологической стороной?
Да. Как говорил архитектор Фрэнк Ллойд Райт в свое время: «Все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит».
Так оно и есть, ведь архитектура — это прежде всего создание такого пространства, которое дает человеку то максимально положительное восприятие как изнутри, так и снаружи.
Какими зданиями Киров может гордиться?
Когда я приехал в Киров, то впервые увидел здание Диорамы около прудов. Я был изумлён, как органично здание вписалось в ландшафт. Конечно, тогда она была белая, сейчас ее немножко испортили, ввели бежевый. А тогда, в белом образе, здание выглядело потрясающе. И до сих пор я воспринимаю его именно в белом цвете.
Я удивился: какое красивое здание построено. Архитектура — это синтез скульптуры, живописи. В Диораме все это присутствует.
Когда к Вам приезжают гости, какую часть города им показываете?
Приезжие восторгаются именно исторической частью. У нас есть на что посмотреть, много оставшихся в первозданном виде участков улиц, которые говорят о нашем историческом прошлом. Значит, есть за что бороться, надо работать деликатно, возводя здание в центре. Деликатно — не значит повторять архитектурные стили. На мой взгляд, дурной вкус, когда копируется соседнее здание. Надо создавать свое, современное, но гармонично и деликатно внедряться в среду, чтобы здание не разрушало, а дополняло ту среду, которая уже есть.
Лично мне кажется, что старая архитектура Слободского намного внушительнее, чем Кирова. Есть у Вас такое ощущение?
Есть. А связано это с историей. Все-таки Слободской был купеческим городом на берегу Вятки. По-моему, Слободской был один из самых развитых городов Вятской губернии. На площади комплекс интересный. В Кирове по масштабам такого нет.
Не стоит забывать, что в Кирове много утраченных зданий. Может, Вятка не так бы смотрелась, если бы столько церквей не уничтожили. Взять один Александро-Невский собор - прекрасное творение Витберга, масштаб которого сравним разве что с самим Храмом Христа Спасителя в Москве.
Константин Геннадьевич, в свободное время чем занимаетесь? Какие есть увлечения?
Честно говорю: свободного времени вообще нет, поэтому ничем кроме работы не занимаюсь. В единственный выходной на неделе ездим на дачу.
Сами строили дом на даче?
Да, сейчас строю. Пока дом еще в черновом виде, но думаю, на следующий год он будет уже полностью закончен.
Все-таки архитектура - это бизнес или искусство?
В последнее время, я боюсь, стала бизнесом. Это деятельность по созданию обдуманного пространства, говорил знаменитый архитектор Льюис Кан. Архитектор создает определенную среду: пространство для жилья, пространство для работы и так далее. И это пространство уже наполняют жизнью. Создавать - вот главная задача архитектора. «Польза, прочность и красота» - вот три кита, на которых стоит архитектура. Об этом писал еще Витрувий. Если не будет одного из этих составляющих, не будет и как таковой архитектуры.
Дизайном Вам хотелось бы заняться?
Я говорил уже, что архитектура — это создание пространства, а дизайн — его наполнение. Дизайн это уже немного другой уровень, или можно сказать, другой профиль. И гармоничное сочетание внешнего и внутреннего пространства – залог того, что здание получится законченным и целостным. Хотя при проектировании мы учитываем различные основы интерьера, чтобы дизайнеру было удобнее работать и знать мысли архитектора: как внутренняя структура выглядит. Здесь всё важно, но главное сохранить функциональную идею.
Архитекторов учат делать так, чтобы и волк был сыт, и овцы целы, найти золотую середину. Недаром термин «золотое сечение» - архитектурный.
На Ваш взгляд, как наш город будет выглядеть лет через 10?
Я не думаю, что через 10 лет наш город сильно изменится. Единственное, может высоток добавиться. От этого повысится силуэт Кирова.
Хочется верить, что город будет чище, благоустроеннее. Тем более что уже заработали городские программы благоустройства.
А на Театральной площади что хотят сделать?
Изменить покрытие, привести ее в то состояние, в котором должна быть главная площадь города.
Хочу предложить сделать подземную автостоянку на Театральной площади, чтобы не загружать близлежащие улицы транспортом. Тем более что здесь находятся ВГУ, Правительство, Театр, Музей, у которых стоянок, как таковых, нет.
Тем более театралка — большое поле, которое не насыщено инженерными коммуникациями. Сам Бог велел спрятать все парковки под землю, а площадь отдать жителям города. Мысль еще не похоронена, она витает. Остаётся только найти деньги для реализации. Но это уже другой вопрос.
Константин Геннадьевич, многие говорят, что стереотипное мышление — это наше, вятское... Мы привыкли, что здание должно быть стандартных форм — ни шага в сторону. Как с этим удается бороться?
Да, и это нормально, но иногда необходимо ломать стереотипы и чаще всего, приходится ломать в себе самом. Но не всегда эта борьба, к сожалению, приносит плодотворные результаты.
В 90-е года был стопор в понимании людей, что можно строить современное здание в центре города, не нарушая среды. Люди не знали, как строить в центре города, не копируя старые архитектурные приемы. Причем, как правило, копия получалась грубее оригинала. Много ошибок наделано в те годы.
Я думаю, что первые дома, которые были в то время построены, постепенно утратятся, на их месте появятся новые. Город — живое существо, живой организм. Все, что не приживается - отторгается, уходит. А то, что вжилось, стоит годами, столетиями.
Но, по сравнению с 90-ми, сейчас легче проходят свежие идеи?
Раньше кроме кирпича и сборного железобетона материалов не было. Никто не знал, что можно из монолита строить в Кирове. Постепенно приходят к нам современные технологии, строительные фирмы их осваивают. С трудом, но тем не менее, приходят. Без этого невозможно строить сейчас недорогое жилье.
Но и традиционное строительство развивается, появляются качественные строительные материалы, технологии, которые в конечном счёте повышают качество архитектуры.
Как получается, что предыдущий проект не похож на новый?
Каждый новый проект переживаешь. Так и должно быть, ведь образ сначала рождается в сознании, потом он уже ложится на бумагу. Что-то изменяется, что-то остаётся как было задумано. Процесс достаточно непростой и долгий.
Бывает, не получается - и все. А иногда быстро — с первого листа.
Вдохновение?
Да, как говорил поэт: «Не продаётся вдохновение…». И действительно, это важная составляющая процесса архитектурного творчества. Трудно создать что либо без вдохновения.
Честно говоря, образ здания кофейни по улице Ленина появился практически с первого росчерка. Была там историческая подсказка - на этом месте стоял деревянный дом с круглыми наличниками «а ля модерн». Нашли тему и интерпретировали её по-новому. Я думаю, каждый творческий человек согласится со мной.