Меня тут недавно спросили, зачем мы в своей компании тратим много времени не на бизнес.
Ведем уроки экологии в школах.
Или вот – организовали детскую экологическую спартакиаду. Учили ребят быстро и правильно сортировать пластик, бумагу, стекло, раскладывать все это по нужным контейнерам. Чтобы правильная сортировка воспринималась как результат, победа. А в финале еще устроили целое театрализованное шоу для самых маленьких, с Эко-меном в главной роли.
Бизнесу компании экологическая общественная деятельность, казалось бы, это не принесет новых клиентов.
Для нас это даже не благотворительность – никаких налоговых льгот. Но это и не важно. Я уже говорил: от уровня клиентов зависит и уровень бизнеса. Если в человеке с детства заложены определенный эталон, понимание каких-то вещей, то это понимание он будет искать и в окружающем мире, в товарах, услугах. Развивать такое понимание, считаю, и есть работа на перспективу и на развитие.
Много лет назад нас невольно всех подготовили к использованию электронных книг.
В те годы, когда на каждой тетрадки было написано, сколько деревьев спасает килограмм сданной макулатуры: берегите лес. Ну как если бы на современных тетрадках писали бы на обложке, сколько пользы может принести утилизация батарейки, аккумулятора от телефона или отказ от пластикового пакета. Хотя, опять наверное опять кто-то спросит – зачем? Так и живем.
Знаете, из чего складывается порода?
Из воспитания. Если не объяснить питомцу правила поведения, то никакая родословная не спасет. Качество поведения зависит не от логической мотивации. Оно зависит от установленной планки с отметкам – «можно», «нельзя», «должно». У людей такой планкой является культура. У общества – общественная культура. И порода, и культура не возникают сами по себе.
В современной России выросло несколько очень странных поколений: общество и государство с ними не говорили.
Заигрывали, да – козу делали, развлекали, припугивали даже. Но Селигер придумали не сразу. Десятилетие-полтора потеряли. Зато не молчала массовая культура, да и маркетологи компаний поспешили взять свое. Детям и подросткам быстро объяснили на языке потребления, из чего состоит человек настоящий, «умножадный». Результат мы наблюдаем ежедневно – атомизация сознания, каждый сам для себя. Или, как говорят в интернет, всем пох.
Надо сказать, многие взрослые тоже быстро подстроились под новый формат.
За годы практической деятельности в экологии я видел столько лиц, имен, должностей, перечитал кипы законов, изданных взрослыми…
Только вот воздух не стал чище, в воде все так же полно примесей и всякой дряни. И почему-то надежд на чистоту не становится больше с каждой новой природоохранной программой, которую издают разумные солидные люди при регалиях и должностях. Потому что тем, кого воспитали телевизор, дом-2 и общение без понтов, им да, всё вокруг по-настоящему пох. «На другом конце» закона далеко не всегда есть те, кто готов его выполнять. Там часто – люди, которых не воспитали в уважении к нормам и правилам. Им интересно только моментальное удобство, выгода; остальное – пох. Качество воздуха, воды – это все где-то там, его нельзя пощупать руками. Оно подождет. Тем более, из кабинетов и офисов вид на экологию не так ужасен: есть жалюзи и кондиционеры.
Я, моя компания, мои соратники – мы не беремся в одиночку менять страну, мир.
Но мы знаем, что в отношении людей к той же экологии может быть по-другому. Когда не все равно. И надеемся, что успеем объяснить это хотя бы нынешним детям, у которых еще все впереди.
Автор статьи - генеральный директор компании "ЭКО-ЖИЛКОМ", председатель экологического движения "За чистую Родину!"