Лесозаготовители Кировской области все еще с боем отвоевывают вагоны. По мнению бизнеса, эта проблема никогда не разрешится. Многие уже просто отказались от перевозок по железной дороге. Однако есть предприятия, где без ж/д перевозок просто не справиться.
В настоящее время ГЖД планирует оказывать помощь не только в поиске собственников подвижного состава, но и в поиске возможной обратной загрузки вагонов. Напомним, что за прогон порожних составов также должен заплатить бизнес.
«Это позволит не только снизить стоимость перевозки для грузоотправителя, но и осуществить погрузку в направления, на которые собственник ранее не соглашался в виду нерентабельности. Новые предложения были предоставлены на рассмотрение крупнейшим предприятиям Кировского региона, таким как ООО «Нововятский лыжный комбинат», ОАО «Лузский лесозаготовительный комплекс», ОАО «Майсклес», ОАО «Дюкон», ООО «Влада» и многим другим», - говорит .
Кроме того, сейчас прорабатывается новый логистический маршрут смешанного железнодорожно-водного сообщения. К реализации этой схемы привлечены грузоотправители ООО «Русский лес», ООО Промышленно-коммерческое предприятие "Алмис", ОАО «Лузский лесозаготовительный комплекс» и другие. Руководство ГЖД уверяет, что использовать эту схему станет возможно уже в следующем году.
«По внутреннему рынку сдвиги есть. Но операторы в один день могут «засыпать» нас вагонами, а в следующую неделю не будет ни одного. С экспортом в страны СНГ ситуация совсем катастрофическая. У нас срываются контракты. И не понятно, кто и как распределяет вагоны на экспорт. Сегодня у лесной отрасли беда, и куда еще стучаться не понятно!», - делится Анатолий Конов, коммерческий директор «МАЙСКЛЕС».
Анатолий Кононов, коммерческий директор "Майсклес": «С перевозкой внутри страны стало полегче. Но в направлении стран СНГ - проблема» |
Лесной бизнес совместно с железной дорогой сейчас разрабатывают закольцованные маршруты внутри Горьковской железной дороги. Речь идет о маршруте между станциями Латышский и Киров для предприятия ОАО "Лесной профиль", на станции Волжск в адрес ОАО "Марийский Целлюлозно-бумажный комбинат", на станции Муром в адрес ЗАО "Муром".
Михаил Скворцов, директор компании "Алмис": «Одну систему развалили, а другую не создали» |
В целом, одним из вариантов осуществления таких схем является концентрация грузовой работы на новых или укрупненных уже имеющихся площадках предприятий, с достаточными складскими и погрузочными ресурсами, но не имеющими возможности отправления большой партии грузов. Эти площадки по договору можно будет предоставлять грузовладельцам, находящимся на соседних небольших станциях. Так, совместно с грузоотправителями прорабатывается вопрос об организации терминала на производственных площадях предприятия ОАО «Майсклес», находящегося на станции Безбожник и площади предприятия ООО «Компания «Дюкон» на станции Ува-1 Горьковской железной дороги.
Напомним, что неприятность у кировских лесозаготовителей начались после реформы РЖД. Тогда компания передала подвижной состав своим дочерним предприятиям: Первая и Вторая грузовые компании. Для бизнеса это обернулось не только дефецитом вагонов, но и возросшими расценками на услуги. Кстати, с этой проблемой кировские предприниматели выходили на уровень Совета Федерации.
А в это время Федеральная антимонопольная служба собирается наказать РЖД и две ее дочерние компании-операторы в общей сложности на 10 миллиардов рублей.
Газете «Ведомости» стало известно, что в июле Эльвира Набиуллина, министр экономического развития писала письмо Владимиру Якунину, президенту РЖД, с просьбой разобраться в ситуации. В нем, в частности, говорится, что общее число заявок от крупных грузовладельцев, удовлетворенных РЖД, снизилось с 85-90 до 60%, а от малого и среднего бизнеса — с 75-80 примерно до 30%. При этом общий рост ставок за пользование вагонами достиг 30%.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Возникает принципиально новая для России ситуация: перевозчик, по сути, освобождается от операторской деятельности, но продолжает управлять движением, не имея в своей собственности достаточного количества универсальных вагонов. Наша задача заключается в том, чтобы совместно с правительством РФ, с операторами вагонного парка, а главное, с грузовладельцами выработать модель управления, при которой порожний вагон, находящийся в частной собственности, не проезжал бы мимо груза. Нужно создать такие экономические условия, при которых владельцам вагонов станет невыгодным длительный простой подвижного состава или перемещение порожних вагонов».
Для справки.
В 2010 году Выручка РЖД выросла на 18%, чистая прибыль — на 75%.