Сегодня в России наблюдается неожиданное явление: Роскомнадзор защищает неплательщиков по кредитам. По данным ведомства, все чаще банки передают персональные данные нарушителей по платежам третьим лицам, а именно коллекторским агентствам. Теперь с этим решили бороться — грядут проверки, утверждают в московском Управлении Роскомнадзора.
При этом есть только два пути по устранению нарушений. Во-первых, банк может заручиться согласием клиента на передачу его личных данных коллекторскому агентству. А во-вторых, если клиент своего согласия так и не даст, вернуть долг банку. Вот только в этом случае банк получает все новые проблемы, зачастую долг клиента намного проще списать. Страдают от такого расклада и коллекторы. Ведь по средним подсчетам долги по кредитам в их портфеле составляют порядка 10%.
Напомним, что именно Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите персональных данных граждан (ФИО, адрес и многое другое). Соответствующий закон вступил в силу в 2007 году, и сейчас ведомство отмечает «нарастающее число жалоб граждан» на деятельность коллекторских агентств и банков.
В Кировском управлении Роскомнадзора заявляют, что за время действия закона о защите персональных данных не поступило ни одного заявления от кировчан. Также ведомство уточняет, что проблем с работой банков и коллекторскими агентствами не наблюдается.
Насколько серьезная проблема в Кировской области по передаче персональных данных банками в коллекторские агентства без согласования с клиентом? Есть ли это жалобы населения?
Дмитрий Гвоздев,
Директор долгового агентства «Кредитор»:
Насколько велика доля дел в портфеле вашей организации по возвращению долгов по банковским кредитам?
Артем Бабинцев,
Директор агентства "Вятюрсервис":
- Доля дел по возвращению долгов в портфеле Агентства "Вятюрсервис" составляет порядка 70%, из них - около 2-5% - по банковским кредитам. Год от года данная цифра может меняться в диапазоне до 10%.
Игорь Агалаков,
Директор коллекторского агентства "ЮСБ":
- Доля банковских долгов в портфеле нашей организации составляет порядка 50%. Кроме этого мы успешно занимаемся взысканием любых долгов. Будь эта миллионная задолженность крупного предприятия или небольшая сумма переданная физическому лицу по расписке.
Всегда ли удается получить разрешение неплательщика по кредитам на передачу его персональных данных в коллекторское агентство?
Артем Бабинцев,
Директор агентства "Вятюрсервис":
- Как правило, нам всегда удается получить разрешение неплательщика по кредитам на передачу его персональных данных в коллекторское агентство.
Игорь Агалаков,
Директор коллекторского агентства "ЮСБ":
- Если заемщик не выполняет взятые на себя обязательства, его согласие вовсе не обязательно.
- Роман Горинов,
- Управляющий ВТБ24 в Кировской области:
- При оформлении сделки клиенту предлагается оформить согласие на передачу его персональных данных в случае неисполнения обязательства по кредиту.
Статья 385 ГК РФ предусматривает обязанность кредитора, уступившего право требования, передать документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Таким образом, передача персональных данных заемщика при уступке права требования также не противоречит действующему законодательству.
Нарушают ли банки закон, прописывая в договоре, что в случае неуплаты по кредиту, персональные данные клиента могут быть переданы третьим лицам? Может ли клиент до подписания вычеркнуть этот пункт из договоры?
Дмитрий Гвоздев,
Директор долгового агентства «Кредитор»:
С какими проблемами сталкиваетесь при возвращении долгов по банковским кредитам от неплательщиков?
Игорь Агалаков,
Директор коллекторского агентства "ЮСБ":
- Взыскание долгов – это целый комплекс мероприятий, направленных на возврат задолженности как юридических, так и физических лиц. Многолетний опыт работы нашего долгового агентства в сфере оказания коллекторских услуг, штат профессиональных переговорщиков, аналитиков и юристов, позволили нам разработать и с успехом реализовывать на практике эффективную технологию взыскания задолженности. Одна из самых распространенных проблем при взыскании просроченных долгов это когда заемщик не рассчитывает свои финансовые возможности и набирает такое количество кредитов, которое выплачивать ему просто не под силу. Но и у этой проблемы при грамотном и профессиональном подходе есть свои пути решения.
Артем Бабинцев,
Директор агентства "Вятюрсервис":
- Это общие проблемы взыскания задолженности: должник зачастую скрывается, затягивает судебный процесс, препятствует ведению исполнительных действий, - максимально пытаясь отсрочить момент погашения задолженности. Действующее законодательство дает возможность должникам оттянуть вступление решения по взысканию долга в законную силу в срок до 5, а то и 6 месяцев - все это, безусловно, негативно сказывается на финансовом состоянии кредитора, который фактически изымает из оборота свои денежные ресурсы на столь большой срок. С учетом всех вышеотмеченных обстоятельств, существующих на сегодняшний день, хотим пожелать кредиторам, займодавцем не затягивать с осуществлением мероприятий по взысканию задолженности с должников, а в случае возникновения затруднений будем рады помочь в максимально короткие сроки.
Дмитрий Гвоздев,
Директор долгового агентства «Кредитор»:
Отметим, что Управление Роскомнадзора по закону о персональных данных имеет право не только обратиться в суд (с иском в защиту прав субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать персональные данные. А вот для банка такой исход не что иное, как прекращение деятельности.
Photo by Andrew Neel on Unsplash