Несколько месяцев назад чиновники уже обсуждали запрет на использование пластиковой упаковки в пивоварении России. Таких стандартов требует Таможенный Союз. Однако от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас же повторяется аналогичная ситуация. Законодатели вновь принялись рассматривать Техрегламент «О безопасности алкогольной продукции» Таможенного Союза.
Сейчас документ еще полностью не утвержден, а находится лишь на стадии первого рассмотрения. В Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка РФ заявили, что о конкретных результатах обсуждения пока слишком рано говорить. Кстати, в Казахстане уже действует запрет на продажу пива в пластиковой таре.
По российским подсчетам, в стране половина всего оборота пива идет в пластиковой таре. В Кировской области — больше половины.
Напомним, что в середине апреля депутаты Госдумы направили в правительство на согласование пакета поправок ко второму чтению законопроекта о госрегулировании производства и оборота алкоголя в России. Данные поправки, в частности, предполагали ввести лицензирование для пивоваров, обязать их маркировать свою продукцию акцизными марками, а также запретить использовать пластиковую тару для розлива пива и рекламировать пиво на телевидении, радио и в наружной рекламе. А вот 27 апреля 2011 года комиссия по регулированию алкогольного рынка под председательством Виктора Зубкова, первого вице-премьера решила не приравнивать производителей пива к производителям крепкого алкоголя.
Однако сейчас этот вопрос вновь поднят на обсуждение.
«Авторы поправки до сих пор публично не предоставили экономического обоснования данной меры, - поясняют в пресс-службе Союза российских пивоваров. - Ссылки на запрет ПЭТ-тары в России, как на необходимость гармонизации законодательства в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и создании единого Техрегламента не выдерживают никакой критики. ПЭТ-тара не используется только в Казахстане, и непонятно, почему из-за этого должны пострадать российские и белорусские производители. Эта мера никак не укладывается в понятие поддержки национальных товаропроизводителей, которую по идее должны претворять в жизнь законодатели любого государства».
«Если запретят продавать пиво в пластиковой упаковке, то это не значит, что запретят продавать пиво вообще. Есть и стеклянная тара, просто она дороже, - говорит Руслан Владимиров, директор ООО «Торговый Дом «Вятич». - Сейчас у потребителя есть выбор, в какой упаковке купить».
По словам Руслана Анатольевича, на кировском заводе «Вятич» пиво выпускают по большей части как раз в пластиковой упаковке, как и во многих небогатых регионах. На московских же заводах преобладает стеклянная тара.
Отказавшись от пластика, пивоваренная отрасль перейдет на стекло и алюминий.
Кстати, не известно, кто же на самом деле выступает инициатором данных поправок. В кулуарах власти звучат различные версии: от водочного до стеклянного и алюминиевого лобби.
А в это время многие эксперты рынка утверждают, что от пластиковой тары придется отказаться не только производителям пива, но и всем остальным. Конечно, если рассматриваемый техрегламент будет одобрен в нынешней редакции. Однако ведомства обсуждают лишь вариант запрета на платик лишь для алкогольной отрасли.
«Вводя запрет на ПЭТ-тару, государство ставит под удар не только пивоваренную отрасль, но и производителей полимерных упаковок, которые повсеместно используют для фасовки таких пищевых продуктов как растительное масло, соусы, фруктовые соки и кисломолочные продукты, минеральные воды, квас, парфюмерия, бытовая химия и фармацевтическая продукция», - подвели итог в Союзе российских пивоваров.
Справка.
ПЭТ-тара производится из полимерного материала полиэтилентерефталата. В западных странах ее начали использовать в 1970-х годах, в России - с 1990-х годов. Она безопасна для потребителей, не изменяет вкусовых и иных качественных характеристик продукта.