Недавно пришедшая в Киров компания «М.Видео» может резко увеличиться в размерах. На днях стало известно, что сети магазинов «Эльдорадо» и «М.Видео» могут объединиться. По данным газеты «Ведомости», компания из Чехии PPF сейчас ведет переговоры о сделке с руководством «М.Видео», желая продать «Эльдорадо» и получить контрольный пакет акций в объединенной компании.
Сейчас в Кирове два гипермаркета «М.Видео» и два магазина «Эльдорадо», а также еще три в районах области. Возможно, все семь будут принадлежать одной объединенной компании.
«Мы видим возможность слияния нашей компании с “Эльдорадо”, как один из вариантов развития рынка», — сообщили в руководстве «М.Видео» газете «Ведомости». По мнению экспертов, сделка может полностью завершиться через 1-3 года.
Напомним, «Эльдорадо» перешел к чешской компании в 2008 году. Но уже в следующем, 2009 году PPF присматривалась к сети «Техносила». Однако сделка не состоялась из-за разногласий по поводу цены.
А вот в связи с намечающейся сделкой между «Эльдорадо» и «М.Видео» эксперты рынка утверждают, что объединенная компания вполне может воспользоваться положением монополиста.
Согласно оценкам, «Эльдорадо» занимает порядка 18-19% российского рынка, тогда как у «М.Видео» - 23-24%. Объединенная компания способна занять чуть меньше половины всего рынка бытовой техники в России. Положение монополиста и недостаток альтернативы заставит вендоров идти на уступки объединенной компании по дистрибуции, цене на рекламу. Кроме того, эксперты опасаются, что крупнейший ритейлер станет требовать отсрочки платежей и диктовать особые условия кредитов.
Кировские эксперты не считают, что сделка может перестроить рынок бытовой техники в нашем регионе. Ведь доля «Эльдорадо» и «М.Видео» в Кировской области не высока, а сам рынок отличается стабильным ростом.
«Я бы не сказал, что кировский рынок компьютерной техники как-то меняется. Просто в нашем городе неплохая покупательская способность. Да, рынок растет, приходят новые федеральные игроки. Но это не означает, что те, кто уже сейчас работают в Кирове не могут удовлетворить спрос — просто это еще не предел предложения», - говорит Михаил Мохов, директор магазина техники «Два ядра».
Впрочем,сделка находится пока только на начальной стадии. В то же время некоторые ставят под сомнение саму реальность этой сделки. Сперва Федеральная антимонопольная служба должна ее разрешить. А согласно законодательству, никто не имеет права отдать больше 35 % рынка одной компании. По информации ФАС, на сегодняшний день ведомство не получало ходатайства на покупку «М.Видео».
Если же посмотреть на сделку со стороны потребителя, то никому не захочется в качестве монополиста видеть компанию, которая систематически нарушает закон "О защите прав потребителей". Чтобы узнать о жалобах на "Эльдорадо" и "М.Видео", мы обратились за комментарием к кировскому правозащитнику Валерию Кошкину.
Валерий Кошкин, президент "Общество защиты прав потребителей Кировской области": «Уровень отношения к потребителю сравнялся у всех компаний - методы "облапошить" одинаковые» |
Для справки.
Сеть гипермаркетов «М.видео» имеет 232 магазина по России. Компания основана в 1993 году. Сейчас по IPO размещено порядка 30% акций, остальная доля находится в собственности руководящего состава. За 2010 год оборот «М.видео» оценивается в 86 миллиардов рублей.
Сеть «Эльдорадо» насчитывает 330 собственных магазинов. Компания создана в 1994 году. Все 100 % акций принадлежат чешской компании PPF. За 2010 год оборот составил 80 миллиардов рублей.