Мы живем в эпоху так называемой технологической сингулярности. Со дня на день постоянно ускоряющийся прогресс окончательно перестанет быть понятным. Искусственный интеллект и самовоспроизводящиеся роботы с наноботами, киборгами и усовершенствованиями человеческого мозга стоят где-то рядом и садят одну сигарету за другой в ожидании сигнала на выход.
Когда аналитики, футурологи и прочие члены этой шайки уверяют меня, будто мир принадлежит нанотехнологиям, бесплатному вай-фаю и социальным сетям, превращающим бессвязное бормотание пользователей в роскошь человеческого общения, я только криво усмехаюсь.
Мы, конечно, всех умнее - у предков транзистор, у нас процессор, у предков подзорная труба, у нас "Хаббл", у них театр - у нас сплошное телевидение. В таких прогнозах есть что-то сродни жалобам старшего поколения на младшее - всегда-то молодые тупее, циничней и распущенней, чем их родители и деды.
Между тем, во всякое время были свои прогрессивные нанотехнологии. Меньше ста лет назад лондонская компания Radior опубликовала следующее рекламное объявление:
Вечный источник юности и красоты наконец-то обретен в виде лучей энергии радия. Когда ученые открыли радий, они вряд ли могли вообразить, что наткнулись на революционный секрет красоты. Теперь они это знают. Лучи радия бодрят и подпитывают энергией все ткани организма. Эта энергия стала помощницей Красоты. Каждый косметический набор Radior содержит определенное количество настоящего радия.
Это мы сейчас знаем, что ученые, которые считали радий источником жизненной силы, с подозрительной быстротой переселятся на ближайшее кладбище. А пока радиоактивный ночной крем, тальк, присыпка и прочее распространяются в 585 магазинах по всей Великобритании.
В тридцатые годы, более чем через десять лет после Radior, новейшие радиоактивные продукты представили в Париже. Крем для кожи, молочко, румяна, губная помада и даже зубная паста, продававшиеся под маркой Tho-Radium, нашли своего потребителя.
В Германии тем временем вовсю продавался радиоактивный шоколад, а для тех, кому шоколада мало, в США производили радиоактивные суппозитории, которые должны были заставить потребителей "бурлить жизненной энергией". Бурление той же природы было суждено спустя десять лет испытать на себе жителям Хиросимы и Нагасаки.
Слепая вера в прогресс, вернее, в волшебство новых открытий, преследовала человечество всегда. Например, Зигмунд Фрейд, заказавший в 1884 году свой первый грамм кокаина, был так уверен в его магической возможности прогонять усталость, что позднее рассылал вещество друзьям и своей невесте. В письме к ней он сообщил, что собирает литературу для написания хвалебной оды "этой магической субстанции".
Его любовь к кокаину была по тем временам всего лишь прогрессивным увлечением, ведь еще в 1860 году начались продажи кокаинового вина. На рынке также продавались кокаиновые пастилки, пилюли и эликсиры, "помогавшие" от "усталости ума и тела".
По некоторым оценкам, к концу 19 века более половины научного и медицинского сообщества так или иначе употребляло кокаин. И это все были неглупые люди, шагавшие в ногу с прогрессом.
В марше на прогресс неосторожное человечество много раз наступало на грабли. Отдельно хочется напомнить про распространившуюся в шестидесятые годах прошлого века веру в снотворное всемогущество талидомида.
Цена была заплачена немалая - несколько тысяч детей родились с уродствами, потому что матери во время беременности принимали этот препарат. Было время, когда талидомид по популярности стоял в одном ряду с аспирином: его давали против астмы, повышенного давления, мигрени и, конечно, утренней тошноты беременных.
Я обожаю прогресс - все эти переписывания генов кишечной палочки, открытия суперземель, рекорды по скорости передачи данных. Но уверен, что через тридцать, сорок, много пятьдесят лет наши потомки будут ржать в голос над нашей слепой верой в нанотехнологии, или в безопасность сотовых телефонов, или черт знает во что еще, включая Интернет в целом.
Умничая, надо быть готовым к тому, что ты облажаешься. Мне кажется, нынешнее человечество к этому не готово. Оно слишком много знает благодаря "Википедии".
http://lenta.ru/columns/2011/07/20/progress/
Художник Олег Тищенков